Катастрофу "SUPERJET-100", могли спровоцировать погодные условия и рельеф местности, а также непрофессионализм диспетчерской службы аэропорта Джакарты. Однако самый амбициозный проект гражданского авиастроения в России закрывать преждевременно.
Гора Салак, расположенная в западной части индонезийского острова Ява в 64 км к югу от столицы страны Джакарты, стала настоящим кладбищем для самолетов. За последнее десятилетие в этом районе, по сообщениям индонезийской прессы, произошло уже семь авиакатастроф. И это однозначно говорит о проблемах с управлением полетов в районе столицы Индонезии.
Идея создания авиалайнера, который должен был прийти на смену Ту-134 и Як-42, появилась в авиахолдинге "Сухой" в 2000 году. На фирме, всегда занимавшейся проектированием боевых самолетов, создали специальное подразделение ГСС - "Гражданские самолеты Сухого". К проектированию привлекли американскую корпорацию Boeing. В 2003 году ГСС выиграло конкурс Росавиации по созданию регионального самолета. Назвали проект по-английски, но скромно: Russian Regional Jet - RRJ, то есть, российский региональный самолет. Проект оценили в 120 млн. долларов. На сегодняшний день израсходовано более полутора миллиардов долларов.
В 2005 году "Аэрофлот" подписал контракт на покупку тридцати RRJ, а 2006 году проект самолета, который существовал лишь в виртуальной реальности компьютерных чертежей, назвали суперсамолетом. Слова "российский региональный" поменяли на звучные "СухойСупер". На смену RRJ пришел Sukhoi Super Jet - 100. Словосочетание стали писать без разделения, часто мешая русские и английские слова: "СухойСуперДжет - 100".
А раз "супер" - он должен быть сверхсамолетом во всем. Действительно, в проект вкладывались лучшие достижения мирового авиапрома - Boeing, как казалось, денег даром не получал. Кабина "СуперДжета" стала недоступной для захвата - переборка, разделявшая кабину пилотов и пассажирский отсек, могла выдержать даже подрыв ручной гранаты. Так что версия индонезийцев о захвате лайнера злоумышленниками маловероятна.
Были разработаны специальные программы, которые сделали невозможным сваливание самолета в штопор. Вообще, компьютер, управляющий полетом, сам исправлял все ошибки пилотов, особенно при заходе на посадку. Выделению этой очень важной тонкости пилотирования SSJ-100 были посвящены специальные пресс-туры в ЦАГИ и в ГСС. Не верить - оснований не было. Складывалась полная уверенность, что "СуперСамолет" фирмы "Сухой" станет таким же лучшим в своем классе, каким стал знаменитый истребитель Су-27.
Шли годы, продолжали летать и Ту-134 и Як-42, а наш "супер" где-то застрял. "Аэрофлот" даже пригрозил судебными исками за срыв сроков поставок. Михаил Погосян - руководитель фирмы "Сухой", затеявший этот проект, а ныне глава ОАК, в 2000 году был почти жгучим брюнетом, сейчас - он седой человек. И это говорит о том, что работа над "СуперДжетом" шла совсем не так гладко, как виделось вначале.
Сейчас несколько SSJ-100 эксплуатируются в "Аэрофлоте" и "Армавиа". По словам эксплуатантов, с самолетами постоянно возникают проблемы. Это, впрочем, естественно. Лайнеры новые, какие-то "блохи" вылезают совершенно естественно. Неполадки оперативно устраняют. И в процессе неспешной нормальной работы "СуперДжеты" были бы доведены до совершенства. Но время поджимало, требовались активные маркетинговые действия на рынке. Зачем было совершать показательный полет в условиях плохой видимости? И начинаются вопросы, на которые ответы все равно давать придется. Почему не сработала аварийная сигнализация, стоящая на всех современных лайнерах и подающая сигнал SOS на спутниковые навигационные системы? Эта международная система спасения на суше, в воздухе и на воде была принята в эксплуатацию еще в ХХ веке, она позволяет сразу определить координаты места катастрофы. Удивительное дело. Мобильные телефоны погибших пассажиров остались в рабочем состоянии, а система аварийной сигнализации, способная выдержать нагрузки, замолчала.
А как быть с "суперкомпьютерным обеспечением"? Почему ЭВМ лайнера дала добро на снижение самолета в совершенно критических по видимости условиях? Ведь, по идее, компьютер должен был в реальном режиме отслеживать метеоусловия, считывать рельеф местности, высоту и скорость полета. Система, оповещающая пилота об опасном сближении с землей, в данном случае никакой спасительной роли не играла. Если бы лайнер сближался с землей в горизонтальном полете, то летчик имел шанс, получив предупредительный сигнал, уйти резко вверх. А если прямо по курсу возникала гора, то времени на маневр просто не оставалось. Катастрофа SSJ-100 была , видимо, обусловлена в том числе новизной проекта, тем, что спешили продвинуть самолет на рынок. Надо полагать, выводы будут сделаны самые жесткие. И самолет займет достойное место в небе.
- Технические параметра SSJ-100
- Длина самолета - 29,8 м.
- Размах крыльев - 27,8 м.
- Высота на стоянке - 10,3 м.
- Количество пассажиров - 95-100 человек.
- Экипаж - 2 чел.
- Максимальный взлетный вес - 42520 кг.
- Дальность полета - 3120 км.
кстати
Уникальность случившейся трагедии в том, что ее развитие можно отслеживать в реальном режиме времени благодаря двум российским фотокорреспондентам, прилетевшим освещать показательный тур SSJ-100 в Индонезию, - Марине Лысцовой (@lystseva) и Сергею Доле (@dolyasergey). В своих блогах они дают оперативную информацию, сопровождаемую фотографиями.
Россия готова направить в Индонезию необходимые силы и средства. В случае запроса индонезийской стороны и решения российского руководства в Индонезию готовы вылететь два самолета Ил-76 МЧС России с двумя вертолетами ВК-76, необходимым оборудованием и спасателями на борту.