Почти тысяче кинотеатров России грозит закрытие. Или штраф до 200-400 тысяч рублей, если они продолжат игнорировать Единую автоматизированную информационную систему учета кинобилетов. И не будут показывать полную выручку от проката российских фильмов.
На таком ужесточении наказания будет настаивать министерство культуры, сообщили "РГ" в ведомстве, несмотря на то, что минэкономразвития не поддержало инициативу ни по увеличению штрафов, ни по временному закрытию кинотеатров.
Сейчас штрафы 300-500 рублей, меньше, чем стоит один билет на 3D-сеанс. И только чувствительные поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые министерство подготовило в Госдуму, заставят демонстраторов фильмов исполнять новую норму закона о поддержке кинематографии, пояснили "РГ" в минкультуры.
Мимо кассы
Единая автоматизированная информационная система учета кинобилетов (ЕАИС) в режиме онлайн отслеживает все, что происходит с показами отечественных фильмом во всех кинотеатрах страны, совпадает ли количество проданных билетов с числом сидящих в зале зрителей. По мнению ее создателей, ЕАИС должна расставить точки над "i" в споре создателей, правообладателей фильмов и владельцев кинотеатров. Министерство культуры уже год безуспешно пытается ее внедрить. По данным, которые приводит начальник управления статистики и аналитики ГИВЦ Минкультуры России Сергей Мокров, ежедневно информацию в ЕАИС передают лишь около 220 демонстраторов из 1182, зарегистрированных в ней.
Цель внедрения системы - поставить киноиндустрию на коммерческие рельсы и самоокупаемость, наладить возвратность кассовых сборов, вывести показы "из тени". При средней ежегодной выручке кинотеатров в миллиард рублей в серой зоне, по расчетам экспертов, остается не менее 400 миллионов рублей. Производители же фильмов, которые несут львиную долю затрат, теряют от 20 до 50 процентов сборов. С помощью системы "мы можем получить реальную картину окупаемости фильмов и увидеть потенциал рынка", говорит замдиректора департамента кинематографии минкультуры Игорь Каллистов. А значит, эффективнее спонсировать лучших российских кинематографистов, субсидировать производство, прокат и показ фильмов. На это, кстати, в 2012-2014 годах из бюджета запланировало по 4,3-6 миллиардов рублей. Есть также идея поощрять кинокомпании, фильмы которых собирают более миллиона посещений в год. А 10 процентов от кассовых сборов направлять на возмещение затрат на продвижение кинохитов.
Билет раздора
В минэкономразвития предложения коллег из минкультуры об ужесточении наказания демонстраторам не поддерживают. И объясняют это тем, что принудительные санкции за неподключение к Единой автоматизированной федеральной системе учета кинобилетов могут дестабилизировать работу кинотеатров, говорится в заключении об оценке регулирующего воздействия. Сами участники рынка показа отмечают, что "штрафами можно разорить с десятка два кинотеатров, но вряд ли это изменит ситуацию в киноотрасли к лучшему". По статистике, из ста российских фильмов окупается только пять. Продюсеры и режиссеры в ответ уверяют, что многие фильмы пользуются успехом, но кинотеатры мухлюют и обсчитывают. Продюсеры и режиссеры даже нанимают "обходчиков", которые буквально "по головам" считают зрителей в кинозалах, и, бывает, этот замер не сходится с данными кинотеатров, рассказал Мокров.
По словам Олега Березина, президента некоммерческого партнерства "Киноальянс", в который входят до 70 процентов кинотеатров, сообщество не против идеи ЕАИС, но против ее изначально устаревших технических требований. Во-первых, поясняет Березин, демонстратор обязан приобрести либо дорогостоящий автоматизированный билетный комплекс, либо программу. И вручную загружать сведения по каждому реализованному билету - дату, время сеанса, название фильма, номер прокатного удостоверения, номер и название кинозала, номер ряда и места, цену билета и скидку на него. Подключение билетного комплекса обойдется примерно от 150 до 300 тысяч рублей плюс обслуживание, оплата Интернета. Для провинциальных кинотеатров в малых городах или поселках - накладно. Тем более, если прокатчик предоставляет фильм, на котором в зале сидят десять человек, и сборы не позволяют покрыть эксплуатационные расходы на показ.Кстати, на 361 коммерческих кинотеатра в России приходится 1521 - муниципальных. А государственного финансирования по субсидированию автоматизированного билетного хозяйства для малобюджетных кинотеатров нет. Во-вторых, уверяют прокатчики, строгие параметры кинобилета не гарантируют объективного учета и контроля. Способов обмана или их искажений много - можно выпустить двойную бобину с одинаковыми билетами, перераспределить часть их с вечернего сеанса на недорогой утренний.
Не в Голливуде
Ошибки при загрузке данных, неутвержденная нормами процедура передачи информации - слабые места ЕАИС, признают эксперты. А любое нарушение может привести к закрытию кинотеатра, если наказание для прокатчиков будет ужесточено. Не ясно и кто будет контролировать кинотеатры. Местные органы культуры? Или специальные бригады из минкультуры? Тогда каким должен быть порядок и сроки проверки? Тем более что сфера деятельности кинотеатров сегодня находится вне поля контроля министерства культуры. С упразднением органов кинофикации кинотеатры остались без госрегулирования. За ними сегодня присматривают муниципалитеты. В случае каких-то нарушений должны подключаться прокуратура и налоговые службы. Справедливости ради надо сказать, что пока кинотеатры не вызывали у них серьезных нареканий.
В Америке, Франции, других странах с развитой и экономически оправданной киноиндустрией отчеты о кассовых сборах идут, как по маслу. Но кассовой дисциплиной там занимаются частные компании, развита система заключения добровольных договоров между кинотеатрами и дистрибьютерами фильмов, отдающих их в прокат. Один из таких крупных частных американских кинопрокатчиков, кстати, предложил услуги российскому кинорынку. Но они оказались не востребованными. "В Америке 40 тысяч киноэкранов против 7 тысяч в России, - поясняет "РГ" главный редактор Рroficinema. ru Нина Ромадановская. - За право "крутить" блокбастеры зарубежные киношники конкурируют, поэтому вынуждены выполнять все требования прокатчиков. А те в ответ выбирают самых исполнительных. А у нас создатели фильмов сами "борются" за кинотеатры, порой только не танцуют, чтобы демонстраторы взяли его на экран". Понятно, что в такой ситуации кинотеатры, по словам эксперта, диктуют правила игры.
Конец фильма
На разработку и внедрение системы из бюджета уже израсходовано около 23 миллионов рублей, на содержание планируется тратить по 6,4 миллиона в год. И до 2015 года все кинотеатры, включая даже киноустановки в местных клубах, обязаны автоматизироваться. Это требование закона. Споры по ЕАИС явно затянулись. Причем стороны, как выяснилось, не против строго учета. Примерно такая же ситуация была и при внедрении аналогичной системы в алкогольной отрасли. В конце концов, она работает. Процент левого спиртного на рынке начал снижаться. ЕАИС - тоже не догма. Например, многие эксперты, опрошенные "РГ", предлагают разработать "электронный билет" единого образца, который бы пришел на смену бланку строгой отчетности "кинобилет". Есть предложение внедрять терминалы , которые бы подключались напрямую к ЕАИС. В минкультуры не против усовершенствования системы. Но это не освобождает кинотеатры от выполнения уже принятого закона, подчеркивают в ведомстве.
Позицию министерства "РГ" прокомментировал заместитель министра культуры Григорий Ивлиев.
Григорий Петрович, так сколько доходов кинотеатров сможет вывести из тени система?
Григорий Ивлиев: До 30 процентов доходов, которые сегодня незаконно получают демонстраторы. А это значит, что свою долю прибыли в большем объеме получат кинематографисты, появятся средства для оплаты их труда, для создания новых отечественных фильмов. Возвратность средств за производство фильма в России находится в зачаточном состоянии. Не происходит и капитализации кинорынка. Причем, в значительной мере из-за того, что капиталы оседают в прокате.
Но у демонстраторов есть серьезные претензии к ЕАИС.
Ивлиев: Кинотеатр не заинтересован в подаче точных сведений. А система выстроена и информационно, и технологически. Ее главный минус - она не администрируется. Не исполнять норму закона должно быть экономически невыгодно. И одним из механизмов предупреждения неправомерного поведения должно быть административное наказание.
Кто же все-таки будет контролировать кинотеатры?
Ивлиев: Многие сетевые кинотеатры Москвы, Санкт-Петербурга, понимая важность ЕАИС, используют ее. Мы, как регулятор, не должны допускать, чтобы добропорядочные участники рынка были в худшем положении по сравнению с теми, кто игнорирует систему.
Те, кто подают сведения онлайн, - не требуют проверок. А с остальными и нужно разбираться. Нам известны все кинотеатры, которые не подключены к системе. Контролировать должны заинтересованные лица - продюсеры кинокомпаний, авторы фильмов, режиссеры. Мы будем информировать ассоциации продюсеров, кинематографическое сообщество, по каким регионам и кинотеатрам нет сведений.