11.05.2012 00:03
Культура

В Нью-Йорке увидят картины выдающихся русских художников

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №105 (5778)
Читать на сайте RG.RU

"Русское искусство из частных собраний: от Боровиковского до Кабакова" ABA Gallery, 7 East 17th Street, New York, 11-27 мая

Русские сезоны в Нью-Йорке и Американские - в Москве уже дали возможность американцам в январе насладиться балетами Мариинского театра, весной - постановкой "Трех сестер" петербургского Малого Драматического театра, а россиянам в апреле услышать концерты Чикагского симфонического оркестра под управлением Риккардо Мути... А вот с выставками - все сложнее.

За последние два года музейный обмен "заморожен". Настолько, что, к примеру, ни одна работа из американского музея не участвует в международном проекте "Воображаемый музей", посвященном 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина. Просто потому, что музейные проекты строятся на взаимообмене, а свои работы для ответной экспозиции в Штатах государственный музей предложить сейчас не может. Поскольку есть риск, что работы могут быть арестованы из-за библиотеки Шнеерсона. История эта весьма резонансная, с долгим историческим и юридическим бэкграундом. Началась она еще во время Первой мировой войны, когда раввин Ицхак Шнеерсон из Любичей, спасая древние религиозные книги и рукописи от войны, привез их в Москву и передал на хранение на книжный склад. После революции, опять-таки спасая коллекцию от разграбления гибели, ее национализировали и передали в Румянцевский музей. Ицхак Шнеерсон в 1930-х уехал в США. А в начале 1990-х нью-йоркские хасиды попросили вернуть библиотеку Шнеерсона их общине и наследникам Шнеерсона. Не прошло и пятнадцати лет судебных разбирательств, как в августе 2010-го федеральный суд США удовлетворил иск нью-йоркской хасидской общины. Российский МИД с этим не согласился. В результате появилась малоинтересная возможность, что музеи, отправив выставку в Штаты, могут не получить ее обратно. Или получить не полностью. Это лишь возможность, но испытывать судьбу ни одному музею, разумеется, не хочется. Так что со злополучного августа 2010-го и особенно после стремительного возвращения икон из Музея им. Андрея Рублева с выставки в штате Массачусетс в марте 2011-го фактически возник своего рода мораторий на обмен выставками между Россией и США.

Естественно, все эти подводные камни большой культурной политики, в водах которой затаились "мины" времен Первой мировой и революции, касаются прежде всего государственных собраний. Другое дело - частные собрания. К ним, слава богу, никаких исков. Поэтому именно частная галерея выступила с инициативой проведения выставки русского искусства в Нью-Йорке. Анатолий Беккерман, чья ABA Gallery уже тридцать лет специализируется на русском искусстве, открыл 10 мая выставку "Русское искусство из частных собраний: от Боровиковского до Кабакова". Среди более 90 работ - "Ловец крабов" Бориса Григорьева, ранние натюрморты Петра Кончаловского и Роберта Фалька, "Бульвар Монмартра" Константина Коровина и акварель "Пикник в парке" Константина Сомова. К 1930 году, когда Сомов писал эту акварель, нежные барышни-курсистки в шляпках и зонтиками на фоне деревенских далей были такой же пассеистской экзотикой, как в акварелях 1910-х - фрейлины в нарядах Екатерининской эпохи. А рядом - яркий, пламенеющий красным кругом скатерти, натюрморт Давида Штеренберга 1920 года, в котором влияние Матисса сталкивается с бескомпромиссностью супрематизма. Натюрморт в результате разрывается между геометрической абстракцией и цветовой лаконичностью плаката. Среди коллекционеров, которые дали свои работы, называют имена Михаила Барышникова и Владимира Спивакова. В частности, из собрания Барышникова обещают показать гуашь Льва Бакста "Кабуки" и одну из поздних работ визионера Павла Челищева - "Спиральную голову. III" (1950).

Словом, выставка обещает быть победой не только дипломатии, но и хорошего искусства.

Живопись США