Джон Ноймайер - планета в мире танца, отражающая рафинированный свет манящей таинственности. 70-летний мэтр в следующем году отметит 40-летний юбилей своего детища - авторской труппы из Гамбурга. К столь славному двойному юбилею Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко организовал и приурочил гастроли Гамбургского балета на своей сцене. В Москве были показаны два шедевра Ноймайера "Нижинский" и "Третья симфония Густава Малера".
Выбор опусов не случаен. Интерес Ноймайера к гениальной природе Нижинского и Малера - источник и вдохновение для создания спектаклей, украсивших раритетную копилку мирового танцтеатра.
Ноймайер поставил балеты на музыку практически всех симфоний Малера (ждут своей очереди только Вторая и Восьмая). Хореограф вовсе не отанцовывает музыку и отнюдь не придумывает некие иллюстративные сюжеты. Музыка рождает у него поток пластических чувств и ассоциаций. "Третью симфонию Густава Малера" открывает кордебалет полуобнаженных мужчин словно океан танцевального континуума, бушующий в интравертных психологических безднах. Подобно огромной стае прекрасных птиц, танцовщики творят лирические баталии чувств и лейтмотивную вязь подсознательных желаний. Фрейдистский эротический флёр ансамблевых композиций будто нисходит на сцену из сновидческого мира грез. Далее женский ансамбль ведет нас через "Лето" в "Осень", где смешанные группы в конце концов выделяют трио. Эта часть "Ночь" создана мэтром под воздействием смерти знаменитого хореографа Джона Крэнко, из-под крыла которого вышли Ноймайер, Килиан и Форсайт. Элегическое трио (Элен Буше - Александр Рябко - Карстен Юнг) станцовано будто ожившая танцевальная эпитафия, преданное посвящение, благодарная память. Финальный дуэт "Что говорит мне любовь" стал в исполнении Рябко и Аццони вокализом чувств: кантиленное исполнение красноречивее декларационной поэтики. Герой, вслушиваясь в голоса природы и жизни, уходит в глубину сцены и замирает в полуобороте. В это время променад женщины-ангела, устремившей взгляд вперед, по авансцене (из кулисы в кулису) подобен инсталляционному видению проплывающей по времени и пространству любви.
"Нижинский" - глубокое философское эссе о природе уникального дара великого танцовщика и хореографа-новатора Вацлава Нижинского. Гений танца, кардинально изменивший представление о возможностях человеческого тела в движении, поглощающем музыку, будоражил творческую фантазию всех знаменитых хореографов. Ноймайер со свойственным ему скрупулезным пылом ученого-исследователя фундаментально копнул мифологическую сущность явления Нижинского.
"Нижинский" - опус зрелого мастера, прекрасное живое свидетельство философии в танце, расцветающей в сонме символов-ассоциаций. За отправную сюжетно-биографическую точку танцевального отсчета взято последнее публичное выступление Нижинского, которое он назвал "Свадьба с богом", в бальном зале швейцарского отеля Сувретта Хаус в Санкт-Морице. Респектабельная публика лениво собирается поглазеть на живое чудо. В качестве антрэ из-за сцены раздается крик невидимого Нижинского - пожалуй, самый оригинальный выход премьера в истории балетного театра. Нижинский нисходит с бельэтажа к авансцене, запахнутый в нечто, напоминающее кимоно. Клоун Божий по волнам музыки (Шопен, Римский-Корсаков, Шуман, Шостакович) лейтмотивно пускается в мемуарный круиз, погружаясь в былое, ностальгируя по триумфам на сцене Мариинского театра, Парижа - всего мира, фатально спасаясь от собственных химер, растворяясь в танце, как в молитве. Нижинский идентифицирует этот сакральный акт с жизнью в Боге.
Хореография не перенасыщена движениями, она емкая и кантиленно выразительная, часто эмоционально надрывная. Медитативный поток ассоциаций Нижинского становится един с фантазийной аранжировкой самого Ноймайера. В макрокосмосе обрывочных образов Нижинского, будто в невесомости, блуждают отец и мать Нижинского, брат Станислав и сестра Бронислава, жена Ромола, врач (Эдвин Ревазов), Леонид Мясин, сильфида Тамары Карсавиной (Сильвия Аццони), лебеди и тени Мариинки, одалиски "Русских сезонов" и, конечно, Сергей Дягилев, сыгравший особую роль в судьбе Нижинского. Успех спектакля - это еще и исполнитель заглавной партии Александр Рябко. Его выступление стало открытием балетной Москвы. Особенно - венечный шаг перед растворением в Боге, в божественном эфире вечности...