14.05.2012 20:10
Происшествия

ФСКН предлагает новый подход к профилактике наркомании

Текст:  Владимир Богданов
Читать на сайте RG.RU

В семью моей родственницы пришла беда: ее взрослая дочь подсела "на иглу". А чтобы заработать на дозу, начала воровать и приторговывать наркотиками. Конец был закономерен:  девушку арестовали  и она села в тюрьму на четыре года. Довольно мягкий приговор: прокурор просил осудить ее на восемь лет.

Для матери наркомания дочери стала полной неожиданностью.     По ее словам, ранее она никогда не замечала у нее тяги к дури. Правда, незадолго до ареста стала замечать за дочерью довольно странные вещи: сильно истеричное поведение, частый беспричинный смех. Воспитанием малолетнего сына она практически не занималась. Но мать все это не насторожило и кончилось это печально.

Подобная беда сегодня приходит, к сожалению, во многие семьи. Ситуация стала настолько тревожной, что по своей масштабности представляет уже  реальную угрозу национальной безопасности страны.     Поэтому проблема противодействия злоупотреблению наркотиками и психотропными веществами сегодня  определяется как одна из основных задач государственной политики России. На самом высоком уровне заявлено, что одним из основных направлений антинаркотической деятельности является профилактика наркомании и ее медицинских и социальных последствий.

Напомним, год назад президент поручил правительству внести соответствующие изменения в российское законодательство, регламентирующие вопросы профилактики наркомании и предусматривающие введение системы раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ.

По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, это беспрецедентный в мировой практике случай организации такого рода работы. Практически ни в одной стране мира подобных широкомасштабных государственных профилактических мер не реализуется. Лишь в США на постоянной основе тестируются школьники большинства частных школ. Во всех государственных школах полицейские со специально обученными собаками проверяют на возможный факт хранения наркотиков индивидуальные шкафчики учащихся.

С подачи руководства Госнаркоконтроля, фактически предлагается инновационный и масштабный подход к профилактике наркомании, который пока в мире нигде не реализуется. Поэтому принципиально важным является создание эффективной,  простой в исполнении системы раннего выявления немедицинского потребления наркотиков и психотропных веществ среди учащихся, которая будет направлена на предупреждение потребления ими наркотиков, а не на, как опасаются многие родители, дискриминацию обнаруженных наркозависимых молодых людей.

По мнению специалистов Госнаркоконтроля, необходимость раннего выявления обусловлена следующими причинами.

Во-первых, отказ или обращение за медицинской помощью на ранних этапах наркозависимых молодых людей с отвержением наличия самого факта болезни, приводит к углублению латентности феномена наркопотребления и наркозависимости.

Во-вторых, в отличие от состояния алкогольного опьянения, человек под наркотическим кайфом не так агрессивен и поэтому часто остается незамеченным для окружающих. Кстати, это одна из основных причин, почему родители и педагоги длительное время не догадываются о возникающей у подростка проблеме и не предпринимают никаких действий для ее решения.

Надо сказать, что у общественности пока нет однозначного мнения  о   законности медицинского обследования на предмет потребления наркотиков. Некоторый считают, что нарушаются гражданские  права наркозависимых. Попробуем внести ясность в этот вопрос.

Во-первых, есть гарантированные Конституцией РФ права и свободы любого гражданина. Но нигде не прописаны отдельно права наркологических больных, права больных, например, гипертонической болезнью и так далее. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.11 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство обязано защищать права и свободы граждан, под которыми имеется в виду не любое возникающее у гражданина желание и устремление, а только права и свободы, перечисленные в Конституции страны.

Сформулированные в этом главном документе права и свободы гражданина соотносятся с Всеобщей Декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Поскольку ни в одном из этих документов права на употребление наркотиков нет, рассуждения о праве на употребление наркотиков являются бессмысленными.

В России, в отличие, например,  от Франции, Греции и Швейцарии, при отсутствии уголовной ответственности за употребление наркотиков в соответствии со статьей 6.9 КоАП России "потребление наркотических и психотропных средств без назначения врача" наказывается  административным штрафом  или административным арестом.

По статистике наркополиции,  наркопотребитель в течение года вовлекает в смертельную привычку 15 человек. Поэтому,  употребляющий наркотики учащийся представляет реальную угрозу для других подростков.

Во-вторых, медицинское обследование в первую очередь направлено на раннее выявление наркопотребителя, чтобы  своевременно оказать ему необходимую медицинскую и психологическую помощь. Все это  соответствует части 1 статьи 41 части 1 Конституции, согласно которой "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь", части 2 статьи 41, по которой "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека", и части 1 статьи 38 части 1, согласно которой "детство находится под защитой государства".

В Госнаркоконтроле также считают не менее важным при организации раннего выявления четкое установление исполнителей.

Надо также помнить, что обследование с применением спецсредств   контроля является чисто медицинской процедурой, ее могут проводить только сотрудники Минздравсоцразвития, а не полицейские структуры. Минобрнауки только предоставляет площадку для проведения обследования, могут отвечать и проводить  социопсихологические  обследования .

Антинаркотическое же ведомство, возглавляемое Виктором Ивановым,  должно привлекаться к разъяснительной работе по поводу целей раннего выявления с родителями учащихся, но не к самой процедуре.

Много споров возникло по поводу,  какие медицинские учреждения привлекать к раннему выявлению наркомании. Многие эксперты выступают против участия наркологических диспансеров. Ведь в этом случае результаты обследования оказываются в картотеке диспансера. Человек получает своего рода "волчий билет": он не получит медицинской справки для получения водительских прав и права на приобретение оружия, у него могут возникнуть проблемы при поступлении в вузы и при устройстве на работу, поскольку учет в наркологическом учреждении является преградой при выборе некоторых профессий и видов деятельности.

 Как бы много ни говорилось, что информация о результатах тестирования должна быть строго  конфиденциальной, сам факт того, что информация о результатах тестирования попала в НД, является для родителей и учащихся настораживающим.

Поэтому в наркополиции склоняются к проведению обследования сотрудниками любого лечебно-профилактического, но не наркологического учреждения, например, сотрудниками муниципальных поликлиник или больниц. Кстати, сегодня  в центрах "Здоровье", которые организованы в структуре Минздравсоцразвития, и в задачи которых входит диагностика факторов риска развития различных заболеваний инновационными методами, вводятся должности "психиатр-нарколог". В ряде регионов страны уже созданы мобильные центры "Здоровье", выезжающие на предприятия и в учебные заведения для проведения ранней  диагностики наркозависимых граждан.

Качественные методы - а чаще для массового обследования предлагаются именно они - позволяют получить результаты разной степени достоверности: по утверждению производителей этих экспресс-тестов, их недостоверность колеблется от 5-10% до 20-30%. Но именно достоверность результатов в данном случае особенно важна. Например, первое тестирование дало ложный  результат на наличие следов наркотиков. Молодого человека направляют на дополнительное обследование с применением уже  химико-токсикологических методов. И они  первичный  результат не подтверждают. И в этот отрезок времени, между первым и вторым исследованием, родители и их ребенок  подвергаются огромному стрессу. В последующем это может стать поводом для судебного иска со стороны родителей и взрослых учащихся к исполнителям процедуры тестирования и ее организаторам за нанесение морального ущерба. Да и   дискредитировать саму государственную программу раннего выявления ее идеологов.

Широко предлагаемые тест-полоски на самом деле предназначены не для выявления наркоманов, а для самоконтроля и внутрисемейного контроля. Их погрешность довольно существенна, может достигать 30%.

Как правило, анализ на установление возможного употребления наркотиков проводится по слюне, крови, моче. Каждый из этих биологических материалов имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее  простым для целей раннего выявления является слюна. Но из нее наркотики выделяются в течение не более двух часов после употребления. Если этот материал получен в более поздние сроки, он становится уже  бесполезным.

Что касается получения крови, то здесь необходимо четко соблюдать  процедурные условия. Для анализов годится только кровь, полученная путем внутривенной инъекции, и только медиками  в процедурном кабинете. Но процедурных кабинетов в образовательных учреждениях нет, там есть только медицинские кабинеты, что не одно и то же. Следовательно, использование в качестве биологического материала крови создает много дополнительных технических и организационных трудностей:

В мировой практике  в качестве биологического материала для анализа чаще всего используют мочу, образцы которой могут храниться при комнатной температуре до суток, а в холодильнике - до трех суток.

Довольно длительная дискуссия идет по, кто конкретно и на базе какого учреждения будет заниматься разными категориями наркопотребителей.

Например, психокоррекционной работой с эпизодическими наркопотребителями, а может быть, и с наркопотребителями с вредными последствиями может заниматься школьный психолог, для чего должны быть подготовлены соответствующие кадры и программы. Такую же работу могут психологи и врачи-наркологи наркологических учреждений.

Исполняя поручение главы государства, Минобрнаукой,  совместно с Госнаркоконтролем, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработан и внесен для рассмотрения в правительство проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ". Он  наделяет  полномочиями, необходимыми для осуществления мероприятий по раннему выявлению потребителей наркотиков, органы образования и здравоохранения.

Законопроект предусматривает включение в Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" понятий профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", наделяют органы управления образованием полномочиями по организации и контролю проведения мероприятий по раннему выявлению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди учащихся образовательных учреждений и обязывают органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения обеспечивать указанные мероприятия.

Кроме того, законопроект способствует созданию в образовательных учреждениях условий, гарантирующих профилактику немедицинского потребления наркотиков и психотропных веществ в образовательных учреждениях, для чего предусмотрено внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании".

В целях обеспечения положений Законопроекта Минобрнауки  готовится к принятию ведомственный приказ, регламентирующий порядок проведения социально-психологического тестирования учащихся образовательных учреждений, а в Минздравсоцразвития  подготовлен к утверждению приказ, регламентирующий порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в образовательных учреждениях.

Охрана порядка МВД