Было время, когда пишущая братия с прославленной "улицы желтых чернил", британской Флит-стрит, являла собой могущественную армаду, повергавшую в трепет тех, кто пытался оспорить авторитетность репортерского цеха.
Времена, однако, изменились. И в смысле всесилия флит-стритовской армады - изменились не к лучшему. Ветераны британской журналистики в приватных разговорах со мной признавались, что конец их цеховому могуществу положил не кто иной, как медийный "император" Руперт Мердок. Именно он, как утверждают очевидцы, захватив в 70-80-е годы изрядный кусок британского медийного пирога, поставил администрацию в лице издателя выше журналистского профсоюза. Бесконечным забастовкам "диких котов", как именовали в те годы спонтанные несанкционированные стачки в отдельно взятых редакциях, пришел конец. Оснастив устаревшее печатное производство британских типографий современной электроникой, Мердок оставил без работы многие сотни людей. Но профсоюзы уже не смогли защитить их. Пожухло могущество "церковных отцов" - так дразнили представителей журналистского профсоюза в медийных компаниях. Опустела старая добрая Флит-стрит, с которой издатели переехали в более современные квартиры. Национальный союз журналистов, являющийся профсоюзной организацией британских работников СМИ, заметно утратил свое влияние и ряды его обмелели. Тем паче, что членство в нем перестало быть обязательным. Далеко не все британские журналисты, судя по моим доморощенным социологическим опросам, считают целесообразным вступать в ряды профсоюза. Ведь за членство надо платить взносы, а большого смысла в этом новое поколение репортеров не видит, понимая, что в их редакциях хозяин - уже не профсоюз.
Тем не менее основанный в 1907 году и насчитывающий сегодня 38 тысяч членов, Национальный союз журналистов действует и поныне. Союз не занимается впрямую вопросами социального обеспечения и социальной поддержки своих членов. Все, что касается выплаты социальных пособий журналистам, включая пособия по безработице и любого рода материальной помощи, относится к компетенции госучреждений, которые решают их в обычном для граждан любых профессий порядке, без поправок на профессиональную специфику. Под крылом Союза журналистов Британии находится, однако, благотворительная организация, именуемая NUJ Extra, и именно она оказывает журналистам некоторую материальную поддержку. Союз же проводит регулярные кампании по защите рабочих мест журналистов, протестуя против их сокращений. Национальный союз журналистов Британии, как заверили меня в этой организации, также обеспечивает профессиональную переподготовку потерявшим работу журналистам. Но пособий уволенным профсоюз не выплачивает.
В предыдущие годы Союз проводил так называемую политику "закрытой двери": брал на себя все переговоры с работодателями по всем проблемным вопросам, касающимся его членов. Сегодня Национальный союз журналистов Британии вряд ли может рассматриваться в качестве мощного голоса профессионального медийного цеха, хотя формально он сохраняет обязательства вести переговоры с руководством медийных компаний по защите прав журналистов в рамках трудового законодательства. В Союзе есть и юридический отдел, который также способен оказать некоторую юридическую поддержку своим членам - в основном советом - в их трудовых спорах с работодателем.
Кто же сегодня подлинный хозяин в журналистском цехе Британии? Вся сила перешла нынче от профсоюза к руководству медийных компаний и корпораций. Британские журналисты уже далеко не всегда отваживаются вступить в открытую конфронтацию с работодателем, опасаясь за свое рабочее место. Ярким примером решающего перевеса в споре руководства медийных корпораций с сотрудниками может служить нашумевшее несколько лет назад увольнение главного редактора популярной британской газеты "Дейли миррор" Пирса Моргана. Успешно возглавлявший газету на протяжении восьми лет, Морган "сложил голову" буквально в одночасье, не будучи прощен за один-единственный прокол: он по неведению опубликовал политического характера снимок, оказавшийся на деле фальшивым. Разгневанный издатель не позволил Пирсу даже подняться к себе в офис, чтобы попрощаться с сотрудниками: человека, который еще с утра пришел на работу главным редактором, служба безопасности попросту выдворила из редакции вон. Сегодня Пирс Морган с успехом ведет самое популярное телевизионное ток-шоу в США, заменив ушедшего на пенсию Ларри Кинга.
Каким же образом решаются любого рода трудовые споры в газетах и журналах Британии? Первой инстанцией апелляции журналиста в случае предложенного ему увольнения в силу сокращения рабочих мест или предложения о досрочном выходе на пенсию является его непосредственный руководитель. В случае неудовлетворительного ответа журналист вправе апеллировать к руководителю более высокой инстанции, вплоть до главного редактора или издателя. В крупных издательских домах существуют так называемые дисциплинарные комитеты. Если сотрудник находится в производственном конфликте со своим коллегой или руководителем, он вправе подать жалобу в дисциплинарный комитет, состоящий из работников различных рангов и звеньев данной компании, где и будет разбираться его апелляция. Если вердикт дисциплинарного комитета не удовлетворяет истца, он вправе подать иск в Трибунал по трудовым спорам. Что же касается забастовок журналистов, то британский профсоюз исходит из общих законоположений на сей счет. Прежде всего из того, что за забастовку должны проголосовать все члены Союза, работающие в данном издании или в данном районе. И надо признать, забастовки в здешних СМИ нынче крайне редки.