14.05.2012 00:37
Экономика

Эксперт: Акцент операторов мобильной связи сместится на новые допуслуги

Рынок мобильной связи расширяется за счет дополнительных услуг
Текст:  Андрей Евпланов
Российская газета - Экономика: Связь и телекоммуникации №107 (5780)
Читать на сайте RG.RU

Один из самых динамично развивающихся рынков - рынок сотовой связи - имеет неплохие перспективы, несмотря на то, что по числу абонентов он близок к насыщению. Операторы "большой тройки" осознали бессмысленность политики привлечения абонентов любой ценой и делают ставку на качество связи и дополнительные услуги.

По данным аналитиков Номос-банка, МТС снизили свою долю на рынке в конце прошлого года в ответ на "охлаждение пыла" других игроков. Однако по результатам всего года компания осталась крупнейшим оператором сотовой связи в России с более 70 млн сим-карт и долей рынка около 31%. Второе место у "МегаФона" (27% рынка и 62 млн сим-карт). "Вымпелком" на третьем месте с 25% рынка и 57 млн сим-карт.

"Вымпелком" также "сбавил обороты" в погоне за новыми абонентами: за год его абонентская база выросла на 10%. Многие игроки на рынке связывают начало "борьбы" за новых абонентов (коих по определению не могло быть много, поскольку уровень проникновения услуг сотовой связи в России давно перешагнул рубеж в 100 и более процентов) именно с попытками "Вымпелкома" "вернуть" свою долю на рынке.

Единственная компания, которая продолжала агрессивно расти в течение всего прошлого года - "МегаФон". Его доля в новых подключениях в прошлом году составила почти 60%. Однако этот рост, по мнению аналитиков банка, несколько иного качества, чем у "Вымпелкома". Его главным источником, скорее всего, является приток абонентов мобильного Интернета, а не "малобюджетных" пользователей голосовой связи, находящихся в поиске наиболее дешевых тарифов.

Российские власти давно говорят о необходимости снижения стоимости услуг в роуминге, но до сих пор российские операторы заявляли, что это невозможно сделать, поскольку основную часть тарифа составляет плата зарубежному партнеру, который не заинтересован в ее снижении. Однако в конце прошлого года "МегаФон" заявил, что сумел договориться с партнерами и ввел новые расценки на услуги в странах Европы, а также на Украине и в Турции.

В МТС и "Вымпелкоме" также заявили, что смогли получить скидки от роуминговых партнеров. Однако стоимость базовых тарифов эти компании не снижали. Вместо этого обе компании запустили специальные тарифные опции.

Четвертый по числу сотовых абонентов в России оператор Tele2 (20,6 млн абонентов) решил не отставать от своих конкурентов из "большой тройки". Он также снижает базовые тарифы на роуминг в Европе и Турции примерно вдвое.

Снижать тарифы операторов заставляет не столько желание властей, сколько конкуренция. Уже сложно рассчитывать на сохранение темпа роста абонентской базы, трафика, а также прибыли от роуминга, интерконнекта и других рентабельных направлений бизнеса. Доходность услуг падает.

Повысить рентабельность бизнеса можно путем снижения затрат. Сейчас каждый оператор несет затраты на строительство базовых станций (БС), получение разрешений на земельный участок, обеспечение электроэнергией. Так что капитальные затраты на создание в регионе трех-пяти и более параллельных инфраструктур фактически перекладывались на плечи абонентов - закладывались в тарифы, которые платят конечные потребители. Сейчас операторы готовы строить единую инфраструктуру, снижать свои затраты, что в перспективе окажется выгодным. Объединившись, операторы снизят и издержки, связанные с развертыванием сетей 3G и LTE.

Но БС разных операторов могут с одинаковым успехом работать и на отдельных мачтах, и на одной. Технических проблем при размещении оборудования на одной вышке не существует, а затраты на покрытие того или иного региона в случае объединения усилий существенно снижаются.

Эксперты полагают, что в 2012 г. главный акцент в деятельности операторов мобильной связи может переместиться с "покупки" абонентов в область новых маркетинговых предложений. Все мобильные операторы назвали мобильный ШПД в качестве приоритетного направления для развития в 2012 году. Большинство из них, включая тех, кто зарабатывал и продолжает зарабатывать "на трубе", сегодня стремится развивать сервисную составляющую своего бизнеса: либо самостоятельно под своим брендом, либо в партнерстве с другими игроками, либо как их агенты.

По словам директора по продуктам Tеле2 Романа Володина, мобильные операторы уже поняли, что до бесконечности "увеличивать сечение трубы" неэффективно. Поэтому они и интернет-компании движутся навстречу друг другу, развивают схожие направления и получают за счет них прибыль. Интернет-компании создают продукты, замещающие SMS-сервисы и голос, а операторы запускают услуги Instant Messaging (система мгновенного обмена сообщениями), VoIP (система передачи речевого сигнала в Интернете) и электронной почты. Единственный сервис, где операторы пока еще не проявили себя как самостоятельные игроки, - это поиск. Между тем поисковые и картографические сервисы - это как раз то поле, на котором могли бы развиваться долгосрочные партнерские отношения. Оператор мог бы поставлять в них допустимую информацию об абоненте или его местоположении. Более того, благодаря мобильным платежным сервисам он мог бы обеспечивать неразрывность цепочки - от доставки рекламного сообщения абоненту до факта покупки.

Операторы, занимающие хорошее стратегическое положение на рынке, стали предоставлять услугу широкополосного доступа в Интернет от своего имени и под собственным суббрендом. По мнению аналитиков, это произошло не столько в силу сокращения "трубы", сколько для того, чтобы взять под свой контроль только зарождающийся в регионах рынок широкополосного доступа, заодно пополнив перечень услуг теми, тарифы на которые не регулируются государством.

Конечно, есть и несколько малоприбыльных интернет-продуктов российских операторов. Например, услуге IPTV (цифровое телевидение в сетях передачи данных) повторить успех внедрения ШПД пока не удалось: до сих пор в России пользователей этого сервиса насчитывается не более 400 тыс. человек. Причиной тому и существование в Рунете сервисов, открывающих пользователям доступ к пиратскому контенту - файлообменных сетей и торрентов.

Других же массовых сервисов для частных абонентов у отечественных операторов фиксированной связи пока не появилось.

По мнению руководителя службы по связям с общественностью "Вымпелкома" Артема Минаева, вряд ли сервисы будут приносить операторам сотовой связи столько же денег, сколько трафик. Но у этих направлений есть большой потенциал для совместного развития разноплановых бизнес-предприятий. Количество игроков рынка, зарабатывающих на сервисном слое, как и число вариантов их бизнес-моделей, будет только расти, а сами компании начнут искать сотрудничества с операторами".

Участники расширенного заседания думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи обсудили тенденции развития рынка телекоммуникаций в России, рассмотрели возможности повышения качества предоставления услуг для населения и снижения их стоимости. Особое внимание они уделили вопросам защиты прав абонентов и предложениям по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Как отметил депутат Сергей Железняк, рынок мобильной связи характеризуется динамичным развитием. Если к концу 2001 года уровень распространения сотовой связи в России составлял всего 4%, то сейчас он достиг 163%. По данным российской статистики, суммарный объем услуг мобильной связи в России вырос за это время с 13,6 млрд рублей до 1,382 трлн рублей.

По мнению депутата, главным стимулирующим и регулирующим фактором в развитии рынка мобильной связи стало становление добросовестной конкуренции. Операторы в борьбе за абонентов не только стремятся расширить зону покрытия, предложить широкий спектр услуг, включая разнообразный мобильный контент, но и постоянно совершенствуют свою тарифную политику, ориентируясь на разные категории абонентов. Только за последние десять лет стоимость одной минуты, по оценкам ComNews Research, снизилась в семь раз.

комментарий

Светлана Шамзон, вице-президент ТТК - руководитель блока "Доступ":

- Вопрос о том, заменит ли мобильный интернет фиксированный, скорее риторический. Мобильные сети строятся на основе фиксированных: базовые станции, распространяющие сотовый сигнал, объединены проводной опорной сетью.

Это значит, что мощность мобильной сети зависит от мощности опорной наземной, и беспроводная связь не может развиваться в отрыве от проводной. Но дело не только в технологической опосредованности этих двух видов связи, но и в их функциональности для абонента.

Основным требованием к проводным и беспроводным сетям в связи с ростом спроса на "тяжелый" контент на сегодняшний день является высокая скорость передачи данных, и здесь сравнение будет, конечно, не в пользу мобильного ШПД. На сегодняшний день оптимальная скорость, которую получает конечный пользователь, в проводных сетях составляет до 100 Мбит/с, тогда как максимальная "теоретическая" скорость передачи данных в стандарте 3G не превышает 3,6 Мбит/с, а фактическая - 1-1,5 Мбит/с.

Для сравнения: например, для скачивания и просмотра в режиме онлайн-видео в формате HD необходима скорость 20 Мбит/с, просмотр фильмов в 3D потребует скорости 40 Мбит/с. В большинстве своем все оптические сети, которые строятся в настоящее время, соответствуют этим требованиям.

С другой стороны, мобильный Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, многие уже не могут представить себе отсутствие возможности быть постоянно "на связи" в социальных сетях, проверять электронную почту, независимо от местонахождения, и, конечно, для этих целей незаменим мобильный ШПД, который активно и довольно успешно развивают сегодня сотовые операторы. Росту спроса на мобильный Интернет способствует не только повсеместное распространение смартфонов, но также развитие других беспроводных устройств с возможностью выхода в Интернет.

Фиксированный и беспроводной интернет-доступ открывают несопоставимо разные возможности работы в сети и совершенно не конкурируют друг с другом, вероятно, потому, что невозможно выбрать один способ доступа в Интернет, не потеряв при этом в преимуществах другого.

Связь