Недавно Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщила о снижении прогнозируемых на 2012 год показателей работы своей индустрии. Причина - рост цен на нефть, который грозит авиаперевозчикам серьезными трудностями. Ситуация на рынке авиатоплива России складывается достаточно сложная, и решение большинства проблемных вопросов невозможно без участия государственных органов. О госрегулировании тарифов на услуги в аэропортах, в частности, на услуги топливно-заправочных комплексов, "РБГ" рассказал заместитель начальника Управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам Андрей Хвостунков.
- Как сильно выросли ставки аэропортовых сборов в последнее время?
- Рост регулируемых ставок аэропортовых сборов и тарифов в целом не превышает показатели инфляции. Так, индексы роста потребительских цен и среднего нормального тарифа на авиационную перевозку нарастающим итогом в 2011 году по сравнению с 1997 годом превышают аналогичные индексы роста ставок аэропортовых сборов и тарифов по крупнейшим аэропортам России за тот же период.
Сравнительно недавно, после выхода постановления правительства "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах", Федеральная служба по тарифам стала осуществлять государственное ценовое регулирование услуг топливно-заправочных комплексов аэропортов по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и его хранению. В результате принятых ФСТ тарифных решений снижение тарифа обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом в среднем составило 12,1%, а тарифа на хранение авиатоплива - 9%.
- От чего зависит ценообразование на услуги в аэропортах?
- Уровень тарифов на услуги в аэропортах во многом определяется нормативными, организационными и технологическими особенностями деятельности аэропортов.
Так, например, постоянно растущие требования к аэропортам по проведению мероприятий по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта, а также передача аэропортов под охрану подразделениями вневедомственной охраны МВД и ведомственной охраны минтранса привели к существенному росту ставок сбора за обеспечение авиационной безопасности.
Кроме того, передача аэропортами на баланс ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" федерального имущества, не подлежащего приватизации, и заключение договоров аренды этого имущества приводит к существенному увеличению ставок аэропортового сбора за обеспечение взлета-посадки воздушных судов.
Помимо контроля за ценообразованием со стороны органов регулирования естественных монополий, успешно снижать уровень ставок аэропортовых сборов и тарифов можно при помощи повышения эффективности госрегулирования деятельности аэропортов, в том числе по вопросам управления федеральным имуществом аэропортов, оптимизации сертификационных требований к их деятельности.
- Какие услуги в аэропортах подлежат госрегулированию?
- Сегодня в аэропортах регулируются такие услуги, как обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров; обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; хранение авиатоплива.
Принимаемые нашей службой тарифные решения в этой сфере направлены на обеспечение баланса интересов субъектов естественных монополий в аэропортах и авиационных компаний - потребителей их услуг за счет обеспечения финансовой сбалансированности деятельности аэропортов и предотвращения резкого роста расходов обслуживаемых ими авиакомпаний.
Процесс принятия решения по тарифам для конкретного аэропорта прозрачен. Начиная с предварительных обсуждений по выработке этих решений с представителями аэропортов, потребителями их услуг, заинтересованными министерствами и ведомствами и заканчивая их участием в заседаниях правления ФСТ. Также все проекты принимаемых решений за семь дней до рассмотрения публикуются на нашем официальном сайте.
- Что показали результаты анализа рынка услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и его хранению?
- По результатам проведенного нашим ведомством анализа рынка соответствующих услуг по топливообеспечению на сегодняшний день выявлено 119 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и его хранению в 165 российских аэропортах. Среди этих хозяйствующих субъектов 54 оказывают услуги по топливообеспечению наряду с другими авиационными услугами, а 65 являются специализированными топливно-заправочными комплексами. Сегодня государственное регулирование введено в отношении 90 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом и его хранению. В отношении 29 хозяйствующих субъектов соответствующую работу ФСТ проводит в установленном порядке.
Из 90 субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в названой сфере, в отношении которых сегодня введено государственное регулирование и которые включены в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, 51 субъект естественной монополии регулируется на федеральном уровне, а 39 - на региональном уровне.
На сегодняшний день ФСТ приняты решения по установлению тарифов на услуги по топливообеспечению воздушных судов для 33 субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в 72 аэропортах. Надо отметить, что тарифные решения направлены на предотвращение роста расходов авиакомпаний на оказание услуг по топливообеспечению при переходе на новую тарифную систему и учитывают, включались ли в действующий тариф на обеспечение авиационными горюче-смазочными материалами расходы топливно-заправочных комплексов на услуги по хранению авиационного топлива, принадлежащего потребителям.