15.05.2012 00:43
Экономика

Эффективно работает лишь один из десяти индустриальных парков России

Из 250 российских индустриальных парков сегодня эффективно работают лишь 25
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - Инновации: №18 (847)
Читать на сайте RG.RU

В России сегодня существует более 250 проектов индустриальных парков, однако эффективно работают только 10% из них.

Об этом заявил председатель правления Ассоциации индустриальных парков Максим Иванов. Низкая эффективность, по его словам, связана с несколькими причинами: во-первых, около четверти всех заявленных проектов являются декларативными, то есть региональные власти изначально не намеревались развивать проект, а хотели лишь "обозначить свою причастность к инновационному процессу". Во-вторых, ряд проектов находится в самой ранней стадии своего развития. При этом откровенно неудачных проектов, как отметил Иванов, пока нет.

Для того чтобы индустриальный парк работал эффективно, должны быть созданы благоприятные административные, экономические и технические условия. По мнению экспертов, гарантией успеха индустриального парка является вовлеченность в проект региональных властей. "Проект создания парка должен стоять в приоритетах развития губернатора. Если этого нет, можно сказать, что это основная предпосылка для неудачи. Хотя есть и обратные примеры, например, в Московской области есть отличные индустриальные парки, которые являются полностью частными проектами", - сказал Максим Иванов.

Сложилась ситуация, когда компании хотят уметь делать все. А это безнадежное занятие. Существует масса примеров того, как такие стратегии приводят к большим проблемам, но мало кто учится на чужих ошибках

Перед запуском проекта индустриального парка необходимо провести анализ экономической привлекательности конкретного региона для инвестора и потенциальных резидентов этого парка. Эксперты подчеркивают, что у резидентов должно быть четкое понимание того, каким образом они смогут выстроить сбыт своей продукции. О своем опыте рассказала гендиректор Агентства территориального развития Кировской области Юлия Савиных:

- У нас сейчас уже четыре индустриальных парка, для которых была разработана финансовая модель, проведены due diligence. Мы начали активно сотрудничать с инвестиционными компаниями США, с европейскими фондами, а также с российскими институтами развития. Сейчас мы находимся на этапе создания управляющей компании. Наличие и правильное функционирование управляющей компании - крайне важный момент, считают эксперты. При реализации регионального проекта инвестор неизбежно будет сталкиваться с большим количеством барьеров, в том числе административных. Управляющая компания поможет ему не тратить время на их преодоление, а также на решение организационных вопросов. Она также должна обеспечить и технические условия функционирования индустриального парка: энергообеспечение конкретного участка, наличие инфраструктуры, в том числе дорожного хозяйства, транспортно-логистических возможностей, кадровых ресурсов. "Для развития важны прежде всего автомобильные и железные дороги, авиасообщение. Иностранные компании будут заинтересованы в инвестировании в Россию, если только они будут уверены, что инфраструктура функционирует, что отлажена глобальная цепочка поставок. Пока этого нет, поэтому количество эффективных промышленных парков в России недостаточно", - отметил главный представитель Исследовательского института Номура в РФ Ивао Охаси.

Также важный момент при создании индустриального парка - это обеспечение жильем тех работников, которые привлекаются на новые производства из других регионов. "Надо быть готовым к этому вызову. На территории индустриальных парков Калужской области сегодня работают около 15% жителей других регионов, соответственно, встает вопрос о том, где им жить, когда они переезжают работать. Поэтому вблизи индустриальных парков региона реализуются программы по строительству жилья. Один из проектов - застройка малоэтажным жильем, он предусматривает около 200 домов на 180 гектарах", - рассказал генеральный директор Корпорации развития Калужской области Владимир Попов.

Однако даже если проект индустриального парка будет поддержан региональными властями, реализован в условиях развитой инфраструктуры и возглавлен управляющей компанией, это еще не гарантирует его успешность. Главное - обеспечить востребованность его продукции, а с этим в России проблемы. "Производство - самое простое из всей цепочки, намного сложнее разработать и еще сложнее продать. У многих сильных с производственной точки зрения российских компаний дела с этим обстоят плохо. От этапа разработки до этапа продажи на каждом этапе есть своя норма добавленной стоимости, и минимальна она именно на этапе производства. Она весьма условна на стадии разработки и очень высока на стадии продвижения", - отметил генеральный директор РВК Игорь Агамирзян.

В России сложилась ситуация, когда каждая компания отстраивает полный цикл - от проектирования до своих собственных продаж. Однако быть высококомпетентными во всех областях невозможно. "В силу существовавших традиций, которые еще и усугубились распадом цепочек кооперации в 1990-е годы, сегодня существует чрезвычайно опасная и неправильная тенденция. То, что называлось в советское время "смежниками", производственной кооперацией и так далее, спикировало. Сложилась ситуация, когда компании хотят уметь делать все. А это абсолютно безнадежное занятие", - заявил Агамирзян. По его словам, существует масса примеров того, как такие стратегии приводят к большим проблемам, и признал, что встречается это и у тех компаний, которые поддерживаются государственными институтами развития.

В качестве положительного примера Агамирзян привел производственные цепочки в компьютерной индустрии. По его словам, сегодня подавляющее большинство компьютеров в мире, независимо от того, что на них написано - Apple, Sony, Dell, - производятся одной из двух тайваньских компаний. Эти компании никто не знает, но они специалисты в контрактном производстве: на входе - проекты и чертежи, на выходе - готовый продукт. Они наиболее эффективно реализуют свою конкретную функцию. Многие всемирно известные на компьютерном рынке компании являются на самом деле не производственными, а логистическими и маркетинговыми - они чрезвычайно успешно продают свою продукцию.

Структура собственности действующих индустриальных парков

Инновации