Лечение или оздоровление - на чем следует сделать главный акцент для продвижения, популяризации и развития региона Кавказских Минеральных Вод? Этот вопрос обсуждали участники IX международного форума "Инвестиции в человека", прошедшего в Кисловодске.
По словам туроператоров, путевки в санатории Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков туристы бронируют уже на осенние месяцы. Все это говорит о том, что здравницы Кавминвод пользуются спросом. Однако президент российского Союза туриндустрии Сергей Шпилько предостерег здравницы от сокращения лечебных программ и процедур. По его мнению, сегодня такая опасность есть, так как некоторые санатории уже "уперлись в ценовой потолок" стоимости своих услуг, в то время как издержки продолжают расти. "Это очень опасный путь, поскольку скатиться до уровня обычной гостиницы - просто, а вернуть санаторно-лечебный профиль, наработать доброе имя - крайне тяжело", - считает Шпилько.
Вместе с тем некоторые эксперты, участники форума, говорили о том, что для популяризации Кавминвод необходимо перейти с тренда "лечение" на "оздоровление", это позволит привлечь на курорты молодое население.
По словам Моисея Фурщика, управляющего партнера ФОК (финансовый и организационный консалтинг), КМВ все еще остаются во многом лечебным курортом советского типа. Большинство же зарубежных оздоровительных курортов работают по другой модели, что помогает им быть востребованными и экономически эффективными. КМВ, чтобы стать конкурентоспособным мировым курортом, необходимо: осваивать развлекательные и спортивные компоненты, развивать сокращенные оздоровительные программы, востребованные более молодой и активной частью населения, создавать полноценные возможности для семейного отдыха. Изменение имиджа курорта должно повысить его привлекательность для более молодой и широкой категории граждан, заботящихся о своем здоровье.
По мнению большинства специалистов, прежде чем создавать конкурентоспособные курорты, необходимо четко определиться, что считать медицинским туризмом, что оздоровительным. Емкость рынка оздоровительного туризма в два раза превышает емкость рынка медицинского туризма. В регионе КМВ работает немало здравниц именно медицинской направленности, которые расширяют спектр услуг по оздоровительному туризму. Однако, как считают специалисты, вряд ли стоит эти старейшие лечебные учреждения переориентировать на направления спа и велнес, скорее, необходимо поддерживать и развивать медицинскую базу. Как сказал Владимир Кордюков, руководитель медчасти пятигорского санатория "Родник", основная задача не развлечь отдыхающих, а предоставить им полноценное лечение.
Однако востребованность курортного оздоровления, велнес, спа-программ стремительно растет во всем мире, и Россия не исключение. При этом, как отмечает Надежда Маньшина, гендиректор НП СКО "Санкуртур", по экспертным оценкам крупных туркомпаний, 70% россиян в возрасте 30-45 лет не знакомы с курортным лечением, не знают, что такое российский курорт, они привыкли к стандартам мировых курортов. Последовательно создавать и неукоснительно выполнять европейские стандарты для российских санаториев, спа-отелей нужно прежде всего для того, чтобы молодые россияне не ехали восстанавливать здоровье на зарубежные курорты.
Также Надежда Маньшина считает, что для успешного развития и функционирования курортной отрасли необходима достоверная информация о курортном лечении. У нас же пока нет реестра санаторно-курортных организаций России (хотя порядок ведения реестра утвержден Приказом N 522 еще в 2007 году). Следовательно, врачи не знают, какой санаторий работает, а какой уже перепрофилирован в отель, закрыт на реконструкцию.
Успешная организация лечебно-оздоровительного туризма возможна лишь по схеме медицинский центр + туркомпания + санаторий. Однако лишь 8% россиян выбирают санаторий по рекомендации врача. То есть медицинская составляющая практически отсутствует.