День музеев, который отмечается 18 мая, в этом году проходит между двумя знаковыми событиями. В апреле в Саратове состоялась встреча группы руководителей музеев России с В.В.Путиным. В начале июня пройдет традиционный фестиваль "Интермузей" и съезд Союза музеев России. Отрадно, что в основу поручений, принятых по итогам встречи с председателем правительства, теперь - президентом, легли материалы, подготовленные и изданные именно Союзом музеев России. Союз был создан нами 10 лет назад и, на мой взгляд, стал примером формирования здорового гражданского общества. Союз объединяет 400 музеев, у него нет ни имущества, ни привилегий. Его работа - сохранение единого музейного пространства России , создание законотворческих предложений, защищающих музеи, разработка критериев оценки работы музеев.
Наш национальный доклад о положении музеев в России был признан важной базой для разработки государственной политики Советом Федерации, Общественной палатой и Счетной палатой.
Союз музеев делает много для того, чтобы создать в обществе, в том числе и в СМИ, правильный образ музеев, их задач.
Люди доброжелательные понимают роль музеев как средства досуга и средства привлечения туристов, оценивают их по размерам и количеству посетителей. Но даже они забывают часто о государственной функции музеев - образовательной и научной. Это основа и смысл жизни музеев и главное оправдание их существования. Часть этих проблем тоже отразилась в поручениях по итогам встречи в Саратове.
Есть еще и экономика музейной жизни. Она весьма многообразна и интересна. Из -за нее вокруг больших и посещаемых музеев создается целое криминальное поле незаконной предпринимательской деятельности. Против музейных принципов и интересов идет настоящая война. Смею утверждать, что именно денежные, зачастую не вполне прозрачные, мотивы стимулируют активность по созданию в обществе унизительного образа музейного работника как существа устарелого и бесполезного. Это дополняется попытками навязать людям стереотип бесполезности и устарелости самих сегодняшних музеев.
В этом ряду, увы, стоит и некогда транслированная уважаемой "Российской бизнес-газетой", надеюсь по ошибке, байка о "подпольной продаже" сотрудниками Эрмитажа "сертификатов" об окончании подготовительных курсов для гидов.
Проблем много, но, решая их, музеи оказываются, быть может неожиданно для себя, на передовой инновационного развития. Многие музейные решения могут стать примерами для создания устойчивого общества гуманитарной ориентации. Музеи России во многом задают тут мировую моду.
В ближайшее время начнется несколько музейных проектов, связанных с юридическим проблемами культуры. В Петербурге завтра, 17 мая, открывается в высшей степени представительный Международный юридический форум. Его соорганизатором является Государственный Эрмитаж. На форуме большое внимание будет уделено тому, что академик Д.С.Лихачев назвал "правами культуры". "Круглый стол" под руководством зам. министра юстиции Ю.С.Любимова будет обсуждать проблемы защиты исторических памятников. Это одна из острейших проблем и не только в нашей стране. Другой "круглый стол" посвящен защите культурных ценностей во время выставок. Это тоже острейшая проблема, с которой связано много конкретных конфликтов - от церковной реституции до государственных гарантий страхования. Напомню, что уже почти два года как из-за отсутствия государственных гарантий своевременного возврата экспонатов практически прекращен обмен музейными экспонатами между Россией и США. Важно, что во всех этих ситуациях возникают юридические коллизии и конфликты. Решая некоторые из них, мировое музейное сообщество сумело изменить международное право. Культура высвечивает реальные пути будущего развития мирового сообщества.
Чуть позже в Эрмитаже пройдет международная конференция, посвященная как бы очень узкому вопросу - отливкам бронзовых скульптур, сделанным после смерти их авторов. Мир заполнен бронзовыми скульптурами знаменитых мастеров, сделанных вопреки или с разрешения наследников. Все это создает серьезные проблемы на художественном рынке, запутывая цены. Возникают выставки копий, претендующие на то, чтобы быть художественными событиями.
Есть еще одна проблема, она связана с авторскими правами. Сегодня многие музейные специалисты отказываются открыто высказываться о подлинности тех или иных произведений, вдруг появляющихся на художественном рынке. Независимо от положительного или отрицательного их решения они могут стать и становятся объектами судебных исков со стороны владельцев вещей или владельцев прав. Судебные разбирательства таких тонких сюжетов могут длиться долго и привести к разорению музейных экспертов. Потому многие лучшие авторитеты проявляют очень большую осторожность в искусствоведческих дискуссиях. Они не защищены правом. Вот эти вопросы мы и намерены обсудить с видными учеными и юридическими авторитетами. Даже постановка таких вопросов оказывается предметом расхождения во мнениях и стала маленькой конфликтной сенсацией. Вопросы культуры связаны, как мы видим все чаще и чаще, с решением непростых и все более острых проблем собственности, доступности, частной и общественной пользы.
И еще об одном. В наше время политики и деятели культуры лихорадочно ищут "Россию, которую мы потеряли". Этот поиск ныне стал общим местом современного культурно-исторического разговора. Разумеется, он идет по самым различным, порой взаимоисключающим путям: носители различных мировоззрений, выстраивая собственные теории, оперируют различными фактами неисчерпаемой отечественной истории и культуры. В этом контексте культурная память воспринимается как сугубо индивидуальная, не подлежащая объективному обобщению. В свою очередь национальная память слагается из памяти индивидуальностей, нивелированной или, если угодно, адаптированной для массового сознания. Музеи являются хранителями овеществленной памяти, следовательно, пребывая в "единстве и борьбе противоположностей" - как хранить материал: концептуально консервируя или систематически интерпретируя его. То, что может быть вызвано к жизни как культурно-историческая данность, требует особой осторожности и в первом, и во втором из названных направлений. Думается, некая середина может быть найдена именно в сочетании этих подходов. Память, оставаясь равной тому или иному историческому или культурному событию, явлению, может быть противоположна ему по знаку. Музей как социокультурная институция способен корректировать это отношение, не беря на себя роль арбитра. Иначе он будет либо занудно политкорректным для всех, либо заведомо тенденциозным.
Основный принцип современного музейного подхода к хранению и "предъявлению" культурно-исторической памяти - отвлеченность и конкретность. Объективна только вещь, ибо несет дух эпохи. Как нужно изучать культуру - смотреть на нее со стороны или погружаться внутрь, вживаться в нее? Опять же, упование на каждый из этих подходов по отдельности ведет в научный тупик, как и стремление к механической адаптации чужой памяти и традиций к собственной истории. Последнее - одна из главных проблем бытования российской исторической памяти.
Решение этих проблем или хотя бы их осмысление крайне важны для общества в целом. Именно общественно важные проблемы культуры, музеев в частности, являются фоном для поверхностных вопросов туристического использования культуры, бесплатных дней и недель, музейных и библиотечных ночей и т д.
Музеи вносят свой вклад не только в сегодняшнюю жизнь общества, но и в выбор путей его гуманитарного развития.
Акцент
Редакция "РГ" сожалеет, что в интервью представителя гидов-переводчиков, опубликованном в "Российской бизнес-газете" (13.09.2011г.), были процитированы не соответствующие действительности сведения о "подпольной продаже" сотрудниками Эрмитажа "сертификатов" об окончании подготовительных курсов для гидов.