На конгрессе Международного спортивного союза железнодорожников (МССЖ), который прошел в начале мая в Риме, впервые за 20 лет на должность вице-президента был избран российский представитель - исполнительный директор РФСО "Локомотив" Илья Вдовин.
О том, какие задачи придется решать на столь значимом международном посту и каких еще успехов добились наши железнодорожники в области любительского спорта, Илья Вдовин рассказал специально для "РГ".
Илья Андреевич, "Локомотив" под своей эгидой проводит множество спортивных мероприятий. Какую цель вы преследуете?
Илья Вдовин: Наша задача не просто провести показательный, большой, красивый турнир, а организовать систему соревнований от узлового уровня до корпоративного.
Поэтому общество "Локомотив" совместно с компанией РЖД - основным игроком железнодорожных перевозок и основным работодателем - ежегодно утверждает план спортивно-массовых мероприятий. В программу включено 13 турниров: девять взрослых и четыре детских. Часть из них уже прошла. Это соревнования по лыжным гонкам, шахматам, спортивной рыбалке, а также Спартакиада детей работников железнодорожного транспорта. Наши мероприятия проходят по всей стране. Например, в Иркутске и даже на Сахалине, где состоятся семейные соревнования "Туриада-2012". Количество участников на самом высоком российском корпоративном уровне составляет порядка 2 тысяч человек в год. Но надо учитывать, что соревнования проводятся на территории каждой железной дороги, а их у нас 16. Так что общее число участвующих в них спортсменов-любителей среди железнодорожников - порядка 20 тысяч в год.
В соревнованиях могут участвовать только сотрудники РЖД или про работников дочерних предприятий вы тоже не забываете?
Илья Вдовин: В прошлом году мы как раз перешли на новый формат. Решением президента компании РЖД Владимира Якунина мы были наделены статусом спортивного оператора не только ОАО РЖД, но и всего холдинга РЖД. Соответственно право участвовать в соревнованиях получили работники дочерних обществ, а с недавних пор и работники профсоюза, прежде всего, мы говорим о Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей. На мой взгляд, мы пошли в нужном направлении. Через спорт можно сплотить людей. Спорт позволяет простому железнодорожнику общаться с коллегами, налаживать дружеские и деловые отношения с ними, то есть в целом укрепляет единую корпоративную культуру РЖД.
А могут ли дети оценить такой подход?
Илья Вдовин: Конечно. Принцип детских турниров не только соревнование ради соревнования. Это и приобщение детей к братству железнодорожников, повышение лояльности к компании РЖД. Дети могут увидеть, что компания делает серьезный объем меропритяий для своих работников и их семей. РЖД, кстати, может похвастаться самой большой базой собственных детских лагерей - 64 по всей территории РФ. В каждом из них проходят соревнования "Локобол-ДОЛ" по командным видам спорта и "Президентские старты", которые можно сравнить со сдачей норм ГТО.
"Локобол" - это ведь использование торгового знака "Локомотив". Удалось ли избежать проблем правового характера?
Илья Вдовин: Торговый знак - сложная тема последних лет. Но в прошлом году мы завершили процедуры по регистрации в пользу общества "Локомотив" всех торговых знаков, графических и словесных, использующих символику "Локомотива" и его производных, таких как "Локо". Мы также понимаем, что в современном мире владение общеизвестным брендом дает определенные перспективы для роста доходов общества. Так что мы сформулировали основные правила, как будет использоваться знак, создали четкую градацию для коммерческих и некоммерческих организаций. Однако помимо экономической составляющей мы преследуем и социальную. То есть если ДЮСШ называется "Локомотив" и создана железными дорогами - неважно в советскую или постсоветскую эпоху, эта спортшкола должна предоставить определенное количество бесплатных мест для детей работников железнодорожного транспорта.
Пытаетесь ли разбавить спорт культурно-развлекательными мероприятиями, каким-то необычными, запоминающимися акциями?
Илья Вдовин: Совсем недавно, на чемпионате по шахматам устроили настоящий аттракцион для участников. Дали им возможность посоперничать с шахматным роботом, который сам передвигает фигуры и может одновременно играть на трех досках. Победить этого робота не смогли даже опытные гроссмейстеры. Партии закончились вничью. Двум детям наших сотрудников удалось повторить этот результат. Уверен, такие моменты им запомнятся надолго. Кроме того, участвуя в наших соревнованиях, они могут и разряд получить, ведь мы активно взаимодействуем с федерациями, в том числе с шахматной.
Насколько вообще важны именно спортивные результаты?
Илья Вдовин: Мы не ставим во главу угла спортивные результаты на отраслевых соревнованиях. Главное - массовость. Мы практически полностью исключили порочную практику прошлых лет и даже десятилетий, кода под видом работников РЖД в турнирах порой участвовали профессиональные спортсмены, которые просто оформлялись в штат, но фактически на железной дороге не работали. Мы поддерживаем профессиональный спорт, а также отраслевой и детский. Но эти направления не пересекаются.
На международном уровне тоже действует знаменитый принцип "главное не победа, а участие"?
Илья Вдовин: Да, мы везде ведем честную игру. Мы не претендуем на то, чтобы простой железнодорожник вдруг установил мировой рекорд. Но к соревнованиям все равно готовимся. Сейчас, в преддверии чемпионата МССЖ по шахматам, который пройдет в Болгарии, проводим сбор для команды России. Там присутствуют работники московской, северо-кавказской, восточно-сибирской, южно-уральской, юго-восточной и дальневосточной железных дорог, которые попали в сборную по спортивному принципу по итогам внутреннего чемпионата. В общем, объективно наши команды всегда достойно выглядят на международном уровне: как с точки зрения экипировки и внешнего вида, так и спортивных результатов. На конгрессе МССЖ в Риме мы получили Кубок МССЖ за первое место среди женщин, который присуждается раз в четыре года по результатам всех соревнований за этот срок.
На конгрессе произошло еще одно важное событие. Вы стали вице-президентом МССЖ.
Илья Вдовин: Действительно впервые за 20 лет мы получили такой пост. Это и политический успех - признание того, что в направлении социальной ответственности среди компаний железнодорожного транспорта Россия может послужить примером для многих стран. Это также свидетельство того, что те соревнования, которые мы проводили, прошли на образцовом уровне. Например, прошлогодний чемпионат по волейболу в Екатеринбурге. Кроме того, это шанс и дальше показывать, что мы умеем работать, что мы готовы делиться опытом, повышать мнение людей о России и наших железных дорогах. Еще хотел бы отметить, что МССЖ - организация с серьезным потенциалом, который на территории бывшего СССР раскрыт не до конца. И одна из приоритетных задач на ближайшее время - расширить географию Союза за счет ряда стран СНГ.
Сейчас "Локомотив" в третий раз готовится к участию в традиционном военно-патриотическом форуме на Красной площади. Что интересного будет в программе?
Илья Вдовин: Да, это мероприятие знаковое: на главной площади страны собираются все основные участники спортивной жизни. В этом году программа участия общества "Локомотив" в форуме расширена. Как и в прошлом году, проведем Спартакиаду учащихся средних учебных заведений железнодорожного транспорта московского региона и Кубка негосударственного пенсионного фонда "Благосостояние" среди команд Железнодорожной футбольной лиги, презентуем футбольный фестиваль "Локобол" и дадим старт всероссийским играм "Спорт поколений", проводимым совместно с Роспрофжел. А дополнительно сыграем в волейбол и проведем зрелищный матч РЖД против московского метрополитена. Уверен, всем, кто будет участвовать, а также просто посетит наш стенд, скучно не будет.