16.05.2012 15:54
Экономика

Электромобили могут стать визитной карточкой Кавказских Минеральных Вод

На ставропольских курортах проблему растущего загрязнения воздуха намерены решить с помощью электромобилей
Текст:  Елена Брежицкая (Кисловодск)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №0 (5782)
Читать на сайте RG.RU

Экологически чистый транспорт на электрической тяге может стать визитной карточкой курортного региона Кавказских Минеральных Вод.

Идея убрать по максимуму из городов-курортов КМВ машины с двигателями внутреннего сгорания и внедрить электромобили уже не первый месяц витает в воздухе. Пока еще достаточно чистом. Но растущий поток автотранспорта уже заметно портит экологию рекреационных зон. А электрокары могут ощутимо снизить нагрузку на окружающую среду.

Преимущества электрического двигателя перед двигателем внутреннего сгорания постепенно начинают понимать во всем мире. Сегодня правительства разных стран для улучшения экологии пытаются стимулировать внедрение более "чистых" машин. Владельцы электромобилей могут использовать полосы, выделенные для общественного транспорта, бесплатно парковаться, они получают налоговые льготы и прямые дотации. Например, в Дании госкомпенсация при покупке электрокара превышает 20 тысяч евро - это более 70 процентов от его стоимости.

К 2020 году мировой рынок электромобилей может вырасти в 14 раз, и в год их будут продавать по семь миллионов. Такие данные недавно привела аналитик Международного энергетического агентства Антония Гауэл. В Китае электрокары уже начали внедрять системно - например, в городе Шэньчжэнь местные власти обязали каждую заправочную станцию обзавестись соответствующим оборудованием, чтобы к моменту повальной электрификации городскому транспорту было где заправиться.

"Заправка" электрокара выглядит так же, как подключение к сети бытовой техники: машину подсоединяют к розетке и ждут, пока зарядится аккумулятор. Обычно это длится около восьми часов. Но в России уже приступили к монтажу "быстрых" подзарядных станций, которые способны полностью заправить электромобиль всего за 20 минут. В марте нынешнего года первая общедоступная сеть таких станций появилась в Москве.

Стоимость серийного импортного электромобиля - 1,8 миллиона рублей, цена на российские электрокары примерно 1,1 миллиона. Одна зарядная станция стоит несколько десятков тысяч долларов. Высокая цена и неразвитая инфраструктура - вот причины, почему экологически чистый электротранспорт так медленно пробивает себе дорогу в нашей стране.

К "минусам" электромобилей специалисты также относят ограниченные возможности батареи. Запас хода на одной зарядке составляет в среднем 150 километров - это маловато для большого города и тем более для междугородних поездок. Но на курортах КМВ, где расстояние по трассе от аэропорта Минеральные Воды до Кисловодска составляет 65 километров, да и города сами по себе невелики, электротакси, периодически подзаряжаясь, сможет работать нормально. Поэтому на Ставрополье уже второй год серьезно изучают перспективы и возможности оснащения электромобилями региона КМВ.

На курортах Кавминвод уже второй год хотят пересадить таксистов на электромобили, но пока дальше разговоров дело не идет.

Даже предлагалось открыть в крае собственное производство таких машин, но построить предприятие "с нуля" оказалось слишком дорого. Велись переговоры с китайскими и российскими производителями электрокаров. У первых хотели закупить 10 электромобилей по лизингу и запустить в Кисловодске экотакси. А на прошлогоднем кисловодском форуме "Инвестиции в человека" отечественные производители провели презентацию микроавтобуса "Экобус", тогда же прозвучали предложения использовать Кисловодск в качестве "испытательного полигона" для их обкатки. Но дальше разговоров дело не двинулось.

Реально испытания в Кисловодске несколько месяцев спустя прошел другой отечественный электромобиль - ElLada, созданный на базе "Лады-Калины". В курортном городе машина поездила в условиях крутых и затяжных спусков и подъемов, горных серпантинов, опробовала самые популярные туристические маршруты. Опыт признали успешным, однако и такое такси на улицах Кисловодска тоже не появилось.

Тем не менее в нынешнем году на IX Международном форуме "Инвестиции в человека" можно было увидеть все разнообразие транспорта на электрической тяге: электровелосипед, скутер, грузовой трицикл, хэтчбэк ElLada и японский миникар. Причем каждый желающий смог прокатиться на любом из демонстрационных авто и опробовать его в деле. Самым популярным стал "японец" благодаря своему футуристичному дизайну и "космической" серебряной расцветке.

- Эта модель стала первым серийным электромобилем, презентованным в России, - рассказала заместитель руководителя подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Татьяна Алексеева. - И ею уже заинтересовались инновационно ориентированные субъекты РФ, а также регионы, работающие над улучшением экологической ситуации на своей территории. Одним из них стал Ставропольский край.

Маленький необычайно маневренный японский электромобиль абсолютно бесшумен, удобен в управлении и экологичен. Выбросы в атмосферу от его работы равны нулю. Под капотом - только бачки омывателя стекол, тормозной жидкости и хладагента для кондиционеров. Под днищем электромобиля располагается аккумуляторный блок. Под лючком топливного бака скрываются штекеры для розетки. Электромобиль способен развивать скорость до 130 километров в час. Вместо привычной коробки передач он приводится в действие переключением рычага выбора режимов, который позволяет водителю выбрать один из трех вариантов вождения - динамичный, комфортный или экономичный. Если местность холмистая и электромобиль часто едет с горки накатом, происходит автоматическая подзарядка аккумулятора, и он способен проработать дольше.

На форуме представители производителей электрических авто отмечали, что Ставрополье, и в особенности регион КМВ, их очень заинтересовало. В южном крае с благоприятным климатом такие машины будут "вести себя" гораздо лучше, чем в северных районах страны. А небольшие размеры городов и расстояние между ними дадут возможность развивать инфраструктуру для подзарядки электромобилей точечно за счет установки по одной заправочной станции в каждом населенном пункте. Руководство края в свою очередь отметило, что по-прежнему рассматривает возможность использования экологичных электромобилей в качестве такси на КМВ.

комментарий

Алексей Когарлыцкий, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по СКФО: 

- Для больших городов проблема загазованности воздуха выхлопами машин с двигателями внутреннего сгорания стоит очень остро. В мегаполисах выбросы от автомобилей составляют порядка 75-80 процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ. И, безусловно, экологически безопасные электромобили - это хорошая перспектива для оздоровления городской среды.

На Кавказских Минеральных Водах уровень загазованности ниже. Но с учетом того, что КМВ являются особо охраняемой эколого-курортной территорией федерального значения, подход к сохранению здесь чистого воздуха должен быть гораздо строже. Поэтому идея использовать электромобили в качестве такси - очень правильная. 

Однако при этом стоит задуматься о том, как разгрузить курорты от транспортного потока, который с каждым годом увеличивается, иначе электротакси станут "каплей в море", и ничего принципиально они не решат. Для начала можно было бы закрыть курортные зоны для автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания и разрешить передвигаться здесь или пешком, или на электромобиле. Такие территории, куда заезжают только такси и транспорт, обслуживающий санаторно-курортные учреждения, на КМВ уже есть. Здесь как раз можно начать внедрять электромобили, создав максимально благоприятную экологическую обстановку. Думаю, гостям курорта будет приятно прокатиться на такой машине и насладиться чистым воздухом без привычного запаха выхлопных газов.

Экономика Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ