17.05.2012 00:56
Власть

Электронные браслеты осужденных могут оснастить алкотестерами

Электронные браслеты осужденных к лишению свободы планируется оснастить алкотестерами
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №111 (5784)
Читать на сайте RG.RU

Тюремное ведомство прорабатывает необычный проект, как отрезвить многих осужденных.

Даже гуманная кара, оставляющая человека на свободе, может лишить преступника доступа к рюмке.

Сейчас инженеры пытаются совместить электронные браслеты с алкотестерами. Тогда особый электронный конвоир будет не только отслеживать передвижение осужденного к ограничению свободы, но и сигнализировать о выпивке. Ведь пока человек отбывает наказание, не время пить.

Об этом проекте сообщила "РГ" начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, Федеральной службы исполнения наказаний Елена Зарембинская. Под ее опекой находятся прежде всего осужденные без тюрьмы. Скажем, получившие условный срок. Или приговоренные к ограничению свободы.

Между прочим, это внушительный контингент. По судебной статистике реальный срок получают примерно 29 процентов виновных. Остальных наказывают иначе, скажем, штрафом, обязательными работами, ограничением свободы и т.д. Например, по данным Судебного департамента при Верховном суде, к условному сроку в прошлом году были приговорены 281 тысяча 822 человека, или 36 процентов от всех осужденных. В любом случае одних условно осужденных оказалось на несколько десятков тысяч человек больше, чем сидельцев.

Когда осужденный остается дома, всегда возникает вопрос, прочувствует ли он наказание, поймет ли, как был неправ. Задача уголовно-исполнительных инспекций как раз проконтролировать, чтобы до человека дошло. В душу, конечно, каждому не заглянешь, но контролировать поведение можно и нужно. Для этого активно внедряются электронные устройства. При этом ведомство действительно сумело удивить своими планами.

"Мы прорабатываем возможность совместить контрольные устройства с алкотестером, - заявила Зарембинская. - Чем больше возможность контролировать поведение осужденных, тем больше мотивация для них соблюдать назначенные судом ограничения".

Для массового контроля за осужденными на воле в регионах уже создаются запасы электронных браслетов. "За прошлый год удалось создать и внедрить электронные браслеты в 60 субъектах, - рассказала Елена Зарембинская. - Уже налажено серийное производство необходимого для этого оборудования на предприятии в Самарской области. В прошлом году было выпущено более 20 тысяч аппаратов".

Как сообщает тюремное ведомство, сейчас проводятся работы по монтажу, пусконаладке и вводу системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (в простонародье - электронных браслетов) в эксплуатацию в оставшихся 20 территориальных органах ФСИН.

Пока закон позволяет применять электронные наручники только к осужденным к ограничению свободы. Такое наказание появилось в стране два года назад. Человека оставляют на воле, но буквально обкладывают запретами. Туда не ходи, там не появляйся, ночью спи. В прошлом году к ограничению свободы были приговорены 11 тысяч 97 человек. Все они остались дома. Понятно, что без электронных контролеров было бы сложно проследить, чем они занимаются.

На сегодняшний день электронные браслеты носят около 6 тысяч осужденных к ограничению свободы. С помощью "чипов"-надзирателей выявлено 1118 нарушений режима отбывания наказания осужденными. По представлениям уголовно-исполнительных инспекций, суды заменили ограничение свободы на реальный срок 52 осужденным, еще 26 вменены дополнительные ограничения. Время одуматься у последних еще есть.

А тюремное ведомство намерено значительно расширить применение электронных браслетов. Сейчас готовится проект постановления правительства, разрешающий надевать "маячки" на условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, прочих нынешних и будущих подопечных уголовно-исполнительных инспекций.

Напомним, с этого года инспекции тюремного ведомства взяли под контроль подследственных и подсудимых, кому суд назначил домашний арест.

До того было непонятно, кто должен следить, чтобы домашний арестант сидел дома. И как? Не приставишь же к каждой квартире часового. Потому подследственного и подсудимого старались по возможности отправить в СИЗО.

Теперь проблему решает Федеральная служба исполнения наказаний. Раз появилась ответственная структура, есть надежда, что такая гуманная мера пресечения будет применяться чаще. Как сообщила Зарембинская, с начала года домашний арест назначался около 500 раз. Сейчас уголовно-исполнительные инспекции контролируют 341 домашнего арестанта. По словам представителя тюремного ведомства, не исключено, что для надзора за "домашними посиделками" будут использоваться видеокамеры и видеорегистраторы. Последние будут прикрепляться на одежду, чтобы инспектор каждую минуту мог видеть, где осужденный находится и чем занимается.

Но здесь есть тонкий момент: ведь домашний арестант, как правило, живет не один. За его домочадцами камера следить не должна. Тем более в пикантных ситуациях. Так что режим работы видеокамер и видеорегистраторов в подобных случаях необходимо продумать и строго прописать.

Как уже писала "РГ", также разработан законопроект, предлагающий передать под контроль инспекций тюремного ведомства на воле условно-досрочно освобожденных арестантов.

Также уголовно-исполнительные инспекции начнут контролировать и педофилов, которым назначены принудительные меры медицинского характера. "С 01.03.2012 инспекции осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера к лицам, освобожденным из мест лишения свободы и страдающим сексуальными расстройствами (педофилией)", сообщает тюремное ведомство.

Та же химическая кастрация будет происходить под надзором службы исполнения наказаний. Инспекции будут следить, чтобы человек не пропускал сеансов у врачей. В некоторых случаях контроль может продолжаться пожизненно, ведь такие люди неизлечимы. Электронные браслеты позволят присматривать за каждым из них.

Досье "РГ"

На 1 мая на учете 2459 уголовно-исполнительных инспекций состояло 472,3 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Уголовное право