17.05.2012 01:00
Происшествия

"РГ" проследила за безопасностью перевозки детей

Кто и с какими нарушениями сегодня перевозит детей
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №111 (5784)
Читать на сайте RG.RU

"Российская газета" проводит акцию, цель которой - выяснить, насколько безопасны сегодня перевозки детей.

Поводом к акции послужила автокатастрофа под Пятигорском, где недавно разбился автобус с ребятишками. В салоне находились 17 детей и трое сопровождающих. На объездной дороге "пазик" столкнулся с двухэтажным автобусом "МАН". Несколько раз перевернувшись, "пазик" упал в кювет. На месте погибли три человека, из которых двое детей. Позднее в больнице умерла еще одна из сопровождающих. В больницу доставлены 15 детей. Три девочки в крайне тяжелом состоянии.

Что же выяснили наши корреспонденты?

Брянск

Строгие требования, применяемые к школьным автобусам, обернулись дефицитом водителей на селе. "В деревнях и без того выбор невелик, а для перевозки детей не всякий водитель годится. Не каждый и соглашается", - сообщил руководитель отдела УГИБДД Игорь Фомиченко.

Омск

После аварии в 2010 году, когда нетрезвый водитель "КАМАЗа" протаранил один из автобусов колонны, местные власти ужесточили требования к перевозкам детей.

Впрочем, в неофициальной беседе директор одной из сельских школ посетовал корреспонденту "РГ" на перегибы в законодательстве. В частности, в деревне Козинка дети почти месяц не посещали уроки из-за того, что возить их было некому. Единственный в селе водитель, имеющий права категории "Д", уволился. Потому администрации школ нередко приходится балансировать "меж двух огней": либо возить детей на занятия и соревнования на том, что есть, либо оставлять их дома потому, что требования для перевозок нередко невыполнимы.

Краснодар

Самое частое нарушение - просроченные аптечки и отсутствие огнетушителя. А вот проблем с ремнями безопасности в школьных автобусах, по словам автоинспекторов, на Кубани нет.

Хотя руководитель одного из детских творческих коллективов Краснодара рассказала другое: "Часто вожу детей на выступления в районы края. Автобусы нам выделяют разные - многие просто не приспособлены для детских перевозок. Видимо, руководство считает, что раз уж нам надо проехать всего-то не более 100 км - ничего не может произойти".

Екатеринбург

На особый контроль ситуация со школьными автобусами взята с 2009 года, когда за месяц произошло три серьезных ДТП с участием детского транспорта. Начальник регионального ГИБДД тогда окрестил школьные автобусы "гробами на колесах" и потребовал ужесточить контроль. Урок пошел на пользу, с тех пор ЧП не случалось.

Псков

Свои автобусы есть только у специализированных образовательных учреждений (школ-интернатов или спортшкол). С одной стороны, пригородные автобусы, занимающиеся перевозками школьников, не соответствуют ГОСТу: не оборудованы ремнями безопасности, выдвижными ступеньками, отделами для ранцев. С другой стороны, организацию школьных перевозок передали профессионалам: в автопредприятиях есть своя ремонтная база, все водители перед выходом на линию проходят медосмотр, а автобусы - техосмотр.

Липецк

Те автобусы, которые были закуплены в прежние годы, переоборудованы и соответствуют ГОСТу Р 501160-98, сейчас закупаются еще 50 новых. Стоимость переоборудования школьного автобуса - от 180 до 300 тысяч рублей. Но водители сетуют, что пассажиры ремнями безопасности не пользуются.

Калининград

Для подвоза 12 447 детей к месту учебы задействовано 260 школьных автобусов. 68 из них, поставленных до 2009 года, дооборудованы сигнальными кнопками, ремнями, громкоговорящей связью.

- Привязные ремни что в "пазиках", что в новых "кавзиках" неважного качества, - поделился с "РГ" замначальника школьного автопредприятия Виктор Сентябрев. - Они быстро растягиваются, на старшеклассниках их еще можно зафиксировать, а на щуплых первоклашках болтаются, да еще сконструированы так, что проходят по шее ребенка. Складывается впечатление, что производители выполнили требование безопасности для галочки. Пространство между сиденьями узкие - большие ребята могут сидеть только в одном ряду. Не предусмотрены полки для ранцев, и весь класс должен складывать портфели в торце автобуса. Проход узкий, толкотня, рассаживание, загрузка-выгрузка отнимают массу времени.

Благовещенск

Как рассказали в УГИБДД, на междугородних перевозках дети должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Но если маршрут не превышает 50 км, ремней в автобусе может не быть. Более того, ПДД вообще разрешают пользоваться транспортом, где нет ремней безопасности, правда, тогда в салоне должны находиться два взрослых сопровождающих, которые "должны обеспечить безопасность перевозки детей". Есть и еще одно недоразумение - организованно перевозить детей можно только в автобусах и "специально оборудованных грузовиках". Экипажи ДПС же обязаны сопровождать колонну машин, перевозящих детей, при наличии не менее 3 автобусов. Четких правил по перевозке детей нет.

Киров

Главная проблема - найти квалифицированного водителя, который согласился бы работать за 10-12 тысяч рублей.

Пенза

За неделю проведения операции "Дети и дорога" за нарушение правил перевозки детей оштрафованы 392 водителя. Составлено 144 протокола за непристегнутые ремни.

комментарий

Владимир Шевченко, замначальника управления правового регулирования и пропаганды БДД ГУОБДД МВД России:

- Обеспечение безопасности перевозок детей школьными автобусами сегодня весьма актуально, особенно в свете ДТП в Ставропольском крае. В 2006-2008 гг. была реализована программа по приобретению автобусов для сельских школ. Закуплена 1 тысяча автобусов, в целом по стране сегодня их работает 21 тысяча. Однако уровень безопасности перевозок детей в некоторых субъектах оставляет желать лучшего.

14 тысяч автобусов эксплуатируются непосредственно общеобразовательными учреждениями и не прикреплены к автотранспортным предприятиям. В связи с этим они не обслуживаются должным образом, водители перед выходом в рейс не проверяются медиками, не соблюдается еще ряд требований. Очевидно одно: необходимо сделать обязательной процедуру закрепления школьных автобусов за крупными автопредприятиями, у которых есть материальная база для должного контроля как за водителем, так и за техническим состоянием автобусов.

Охрана порядка "Российская газета"