Чемпионы Азиатских игр 2011 года проиграли в борьбе с чиновниками.
"Кто бы мог предвидеть такое! Даже заядлые оптимисты и те вряд ли могли рассчитывать на подобный результат. Сборная Киргизии по хоккею с шайбой на зимних Азиатских играх 2011 года выскочила как черт из табакерки и, нисколько не считаясь с авторитетом своих соперников, отправила их в нокаут одного за другим. Шесть игр - шесть безоговорочных побед с крупным счетом. Повержены команды Таиланда, Монголии, Бахрейна, Малайзии, Кувейта и Объединённых Арабских Эмиратов. Первое место в группе, первое "золото" международного уровня и, что, наверное, поважней будет, завоевание права на участие в чемпионате мира (!) по хоккею с шайбой в следующем году".
Так в феврале 2011-го писали журналисты о сенсационном выступлении на Азиатских играх ранее неизвестной на мировом уровне сборной Киргизии по хоккею с шайбой. Нет, о хоккеистах республики до того момента, конечно, знали. Правда, в основном, из шутливых репортажей о том, с каким энтузиазмом в высокогорных селах на открытом воздухе играют в популярную во всем мире спортивную игру. Поэтому никем не прогнозируемая победа сборной страны наделала много шума.
Президент Республиканской федерации хоккея с шайбой Анвар Оморканов - он, кстати говоря, сам играл в той "звездной" команде - после триумфа оптимистично делился планами на будущее: и современный ледовый дворец в Бишкеке теперь построим, и серьезная подготовка к чемпионату мира в третьем дивизионе, который пройдет в Турции в 2012 году, вот-вот начнется...
Но прошел год. В турецком чемпионате сборная Киргизии не участвовала, ледовый дворец в столице так и не построили. Да и вообще, ничего о том, что происходит в федерации хоккея республики, не слышно. А тут еще новость: президента федерации Анвара Оморканова выбрали мэром Токмака.
Так неужели кончился киргизский хоккей?
- Не кончился. Просто... Республиканские спортивные чиновники не понимают сути проблемы, - рассказывает Анвар Оморканов. - Федерацию хоккея с шайбой вообще лишили финансирования. Раньше хоть что-то давали, плюс часть расходов я покрывал из личных и спонсорских средств. А потом чиновники сказали: государство будет помогать только результативным видам спорта. Например - борьбе, боксу.
Российская газета: Разве нельзя считать победу сборной по хоккею на Азиатских играх 2011 года весомым результатом?
Анвар Оморканов: Видимо, чиновники думают иначе. Им требуются результаты, но где их взять? Нужно упорно тренироваться и, что главное, участвовать в международных соревнованиях. То есть необходима постоянная практика, как и в любом виде спорта. Если ее нет, то придется топтаться на одном месте, роста никакого не будет. Например, в этом году планировали поехать в Индию, участвовать в кубке вызова Азии. Могли взять "золото". Но увы. Первыми стали арабы, которых мы разгромили на прошлогодних Азиатских играх с крупным счетом. А нужно-то было всего ничего - оплатить дорогу туда и обратно. Проживание, питание - за счет Международной федерации хоккея, что-то спонсоры еще дали. Пропускать подобные международные турниры ни в коем случае нельзя. Речь идет о рейтинге команды. Выигрывает сборная, ее рейтинг повышается, команда получает возможность участвовать в соревнованиях следующего уровня. То есть поэтапно движется вперед. Нас же этого движения фактически лишили. Оно в принципе невозможно без поддержки государства.
РГ: Значит, флаг Киргизии теперь не скоро поднимется под своды какой-нибудь ледовой арены в знак признания командной победы?
Оморканов: Не знаю, честно говоря, что и ответить на этот вопрос. Желание играть в хоккей с полной самоотдачей у ребят есть. Недавно в Бишкеке прошел турнир, в котором приняли участие спортсмены, и не только молодые, но и в возрасте. Как они играли! Однозначно нацелены защищать честь страны. Однако чиновники этого блеска в глазах игроков почему-то не видят. В мае в Хельсинки пройдет годовой конгресс Международной федерации хоккея. Я должен выступать с докладом. Но не знаю, что сказать. Как я могу что-то обещать, не имея за спиной никаких гарантий?
РГ: А что со строительством современного ледового дворца в Бишкеке? Откладывается? Или можно об этом забыть совсем?
Оморканов: Самое интересное то, что деньги на строительство дворца я нашел. 3 миллиона долларов готов выделить один местный спонсор. Но возникли проблемы с получением земельного участка в черте города. Мэрия мне отписывает: на выделение земли наложен мораторий до тех пор, пока не будет утверждена соответствующая законодательная база. Но, в конце концов, это же не мне лично надо! Можно наш вопрос рассмотреть в исключительном порядке. Сказать: вот, федерация нашла деньги, собирается построить современный спортивный комплекс в городе, давайте поможем. От его появления столица бы выиграла. Сегодня в Бишкеке есть городской каток. Он вмещает всего полторы тысячи человек. Честно говоря, стыдно на нем проводить международные турниры. А новый дворец... Это было бы колоссальное сооружение. В нем можно устраивать соревнования и по баскетболу, и по волейболу, и по мини-футболу.
РГ: Вы в политику пошли, мэром Токмака стали...
Оморканов: Как раз для того, чтобы хоть как-то изменить эту бюрократическую систему. На самом деле многие вопросы и проблемы можно решать одним волевым росчерком пера. По крайней мере, я так думаю.
РГ: Золотая медаль за победу на Азиатских играх по-прежнему висит на самом видном месте? Не спрятали ее от отчаяния с глаз долой?
Оморканов: Висела и будет висеть. Чиновничьи равнодушие и недальновидность не имеют никакого отношения к завоеванной мной в тяжелой борьбе награде. Вообще, несмотря ни на что, я воплощу свои идеи, связанные с хоккеем, в жизнь. В Токмаке есть один очень богатый человек. Он помогает городу. Насколько мне известно, собирается строить картинг-центр и современный ледовый дворец. Буду с ним встречаться и обговаривать детали.
РГ: То есть столицей киргизского хоккея станет не Бишкек, а провинциальный город в 50 километрах от него? Как-то несолидно получается, согласитесь.
Оморканов: Я с вами категорически не согласен. Токмак - столица Чуйской области, самой промышленно развитой в республике. Так что он давно не провинциальный.
РГ: Что стало с игроками сборной, которые выиграли Азиатские игры в прошлом году?
Оморканов: Успешно играют в клубах. Кто - в Казахстане, кто - в России. Постоянно общаемся. Я по мере возможности помогаю их родителям в Киргизии. Как говорится, стоит только свистнуть, и все вновь соберутся, чтобы защищать честь страны. После победы в 2011 году у всех было столько оптимизма и надежд. Мы не просим от государства огромных денежных вливаний. Хоккей - все-таки дорогостоящий вид спорта. Но хоть чуточку внимания почему бы не оказать? Не все же хотят заниматься боксом или борьбой. Есть много тех, кто желает заниматься игровыми видами спорта. В хоккей в Киргизии мальчишки сегодня играют в высокогорных селах. В том же Нарыне, на Иссык-Куле. Заливают площадки водой и играют. Надо развивать этот и другие зимние виды спорта. Мне было непривычно видеть, как хорошо играют в хоккей малайзийцы, арабы, тайцы. А в их странах вообще снега нет.
Сборная республики по хоккею с шайбой, выигравшая Азиатские игры 2011 года.