17.05.2012 00:20
Общество

Дмитрий Лебедев: Чтобы быть пионером сегодня, надо обладать мужеством

19 мая пионерской организации исполнится 90 лет. Так кто они на самом деле - пионеры сегодня?
Текст:  Михаил Сердюков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №111 (5784)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня, чтобы быть пионером, надо обладать определенным мужеством, считает координатор Московского горсовета пионерской организации, учитель истории 259-й школы Дмитрий Лебедев, который 40 лет назад командовал парадом пионеров на Красной площади.

Никто никого не неволит

- Сегодня много пионеров в стране?

- По стране у меня точных данных нет, но их немало, а в Москве - около тысячи. По моим данным, около половины всех причисляющих себя к любым детским общественным объединениям называют себя пионерами.

- Что это за ребята?

- Вполне современные люди. Нормальные, в общем.

- Но от других отличаются?

- Полагаю, отличия есть. Но если вы имеете в виду происхождение, то выраженной специфики у нас уже давно не наблюдается.

- То есть песня "Мы пионеры - дети рабочих!" теперь не для вас?

- Хорошая песня, но сегодня она не отвечает реалиям. Среди пионеров, конечно, есть и дети рабочих, но также и безработных, интеллигенции, бизнесменов.

- Насколько помнится из советского детства, в пионерах ходили с 10 и максимум до 14 лет.

- То - раньше, а теперь верхней возрастной планки не существует. В стране же больше нет молодежной организации, куда бы потом могли перейти пионеры.

- Как желающие стать пионерами узнают о вашей организации?

- Чаще по цепочке. Пионеры говорят друзьям: "У нас интересно, давай к нам". Ребята заглядывают на огонек, который всегда теплится в нашем штабе. Тут-то многие и открывают для себя новую жизнь. Некоторых поначалу это даже приводит в состояние эйфории. Приходится успокаивать.

- И родителей, видимо, тоже?

- Мне понравилась в свое время листовка из нашей районной пионерской организации "Раменки", обращенная к родителям. Она начиналась так: "Спокойно! Ваш ребенок - пионер!". Но никто никого не неволит. Мы учитываем интересы ребят, но при этом важно не стать рабами их интересов. Слишком много сегодня вокруг всякого-разного, что, скорее, отталкивает подростков от активной общественной деятельности, ориентируя только на себя и свое.

- Что неудивительно в эпоху Интернета. Выдерживаете натиск соцсетей?

- С Интернетом мы в разных весовых категориях. Эта система работает как во благо, так и во зло. Считается, что зло привлекательнее для ребят, особенно не закаленных жизнью. Впрочем, посмотрим: как показывает практика, добрые дела для многих детей и в наше время все еще привлекательны.

Алые паруса

- Так чем же занимаются пионеры сегодня? Как и прежде, в горны трубят, бьют в барабаны? Надев пионерские галстуки, со знаменами маршируют по городу?

- Горны и барабаны звучат, конечно. Не каждый день, но довольно часто. И знамена есть. Мы бережно их храним, поскольку были случаи, когда на них покушались. В 1992-м, например, кто-то стащил у нас знамя, но ребята за месяц сшили новое. И галстуков теперь нет в продаже, приходится делать самим.

- Галстуки у пионеров по-прежнему красные - цвета крови?

- Сегодня иные трактовки по поводу цвета и формы. Например, если раньше три конца пионерского галстука символизировали связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров, а красный цвет напоминал революционное знамя, то сегодня это единение наших малышей - "Искорок", собственно пионеров и взрослых членов организации. А цвет скорее дань гриновским "Алым парусам". Дети это понимают и ценят. А еще говорят: странно, что кому-то не нравится красный цвет: красна девица, Красная горка, Красная площадь. На Руси "красно" - значит красиво.

Впрочем, сегодня у пионеров галстуки не только красные (хоть их и большинство). Например, в Башкирии, где одна из крупнейших пионерских организаций, принято носить семицветный галстук. И талисман у них своеобразный - пчелка.

- Но ребят в красных галстуках мы давно не встречаем на улицах.

- В школу, по городу пионерам можно ходить и без галстука. Его надевают только на какое-то пионерское дело. Хотя есть и те, кто принципиально повсюду ходит в галстуке.

- Не боятся насмешек, придирок?

- Быть пионером и сегодня непросто. Для этого порой надо иметь немалое мужество, потому что всякое случается, особенно на улицах. Но речь о подростках - красным галстуком они позиционируют себя в обществе. Не приветствую такие вызовы, но ребят уважаю.

Штучный набор

- Сегодня много желающих стать пионерами?

- В принципе хватает. Проблема в ином: мало условий для создания новых коллективов или расширения действующих. Потому массовые приемы в пионеры мы не практикуем; скорее подбираем, а не набираем ребят в организацию. Но если уж приняли в пионеры, новичков не бросаем. Включаем в действующие коллективы, реже - создаем новые. Если есть возможности. Выходит не всегда, что досадно.

-Как вы считаете, почему существуют такие проблемы?

- В первую очередь потому, что мы - пионеры. С момента распада СССР это слово для самых ретивых борцов за "новую жизнь" звучит как проклятье. Даже в глазах тех, кто сам когда-то был активным пионером, мы подчас выглядим изгоями. Мол, заблудились во времени, живем прошлым. За эти годы нам не раз говорили: откажитесь от красных галстуков, назовитесь как-то иначе, и все у вас будет. Но это предательство традиций.

- Пионеры всегда гордились своими делами. Какие дела у вас сегодня: макулатура, металлолом?

- Так ведь это нужное дело во все времена. Но упор теперь делаем на другое: трудовые десанты, помощь ветеранам и сиротам-малышам, спорт, творчество, туризм, краеведение, "Зарница" и поисковая работа. Словом, все хорошее, что было раньше, есть и сейчас.

- И девиз прежний?

- Девиз, естественно, поменяли. Ввели в него те ценности, которые сегодня для ребят понятны. Традиционным "Всегда готов!" пионер отвечает теперь на призыв: "К борьбе за Родину, добро и справедливость - будь готов!".

- А было как? К чему готовился советский пионер?

- К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза. Изменив призыв в девизе, мы постарались сохранить педагогически целесообразную сущность жизнедеятельности организации, которая и сегодня неплохо срабатывает. А то, что устарело, было излишне политизированным и малопонятным, убрали без сожаления.

Первопроходцев не может быть много

- Хотелось бы вам, чтобы в каждой школе, как прежде, все школьники стали пионерами?

- Ни в коем случае! Я и раньше считал, что далеко не все могут быть "первопроходцами". Это же особая и очень сложная жизненная позиция. Именно потому еще в 80-е годы мы призывали не пытаться принимать в пионеры всех подряд. Понятна была идея провести подростков через активную и созидательную пионерскую жизнь, но сколько же для этого требовалось ресурсов, какие кадры! Вот и не потянули.

- Значит, чтобы выжить, вам приходится "держать нос по ветру" - это не смущает?

- Возможно. Но главное сделано: мы сохранили пионерское движение в радикально изменившихся условиях. Важно и то, что нам удалось обосновать сущность современного пионерства. Сейчас у пионеров накоплен солидный опыт выживания в разных условиях, который уже можно распространять.

- Но вас же так мало.

- Не прежние миллионы, конечно, но пионеры живут по всей России и во всех бывших республиках СССР. Конечно, где-то их больше, где-то меньше, но тем не менее мы - есть! Крупнейшие организации действуют в Орловской, Волгоградской, Нижегородской областях, Башкортостане, Краснодарском крае, Иркутске, Кургане. В СНГ наиболее крупная пионерская организация - белорусская, порядка четверти миллиона человек.

- Сегодняшние пионеры, наверное, и Библию знают, и верят в Бога?

- Не все. Но есть среди пионеров и верующие. Никто этого не скрывает, потому что позиция здесь у нас четкая: все, что касается веры, это частное дело каждого.

- Ну, с вами-то все понятно.

- Да, я атеист. Но замечу, что мой дед был протоиереем. И я, как историк, имею представление обо всех религиях. Ничего плохого про них не скажу. Просто научный взгляд на все сущее мне гораздо ближе.

- Интересно, мусульмане, буддисты среди пионеров встречаются?

- В одной из дружин Северного округа было двое ребят-дагестанцев, которые дорожили пионерскими галстуками не меньше, чем Кораном. Они не скрывали, что мусульмане и в положенные часы совершали намаз. Никого из окружающих сие не смущало.

- Сами-то вы в пионерах что делаете?

- Главным образом, руковожу Кировским районным пионерским штабом "Комиссары", которому уже 43 года. 36 из них я - у руля.

- Срок! Чем занимается штаб?

- Проводим походы, трудовые десанты, лагеря. В общем, активизируем жизнь всеми доступными способами.

- Вы давно в пионерах?

- С 1968 года. В районный пионерский штаб попал случайно. Директор школы послала.

- Учились, наверное, хорошо?

- Нормально. Для пионерского штаба быть отличником необязательно, там требуется иное.

- Что именно?

- Ну не знаю. Желание что-то делать, наверное.

Потом меня избрали комиссаром городского штаба и знаменосцем.

- Вы приезжали в районы как представитель штаба - это для пионеров большой начальник?

- Какие еще начальники?! Мы-то как раз были рабочими лошадками, на которых Городской совет пионерской организации по-хорошему пахал. И, в общем, это было правильно. Если пионерские штабисты начинают ощущать себя контролерами-ревизорами, - пиши пропало. В общем, что такое выходные, я толком не знал.

- Как вы при этом успевали готовиться к урокам? Пионерскому активисту, наверное, все прощалось?

- Да ничего не прощалось. Если уроки не выучил, могли и "пару" влепить запросто. Но я умудрился окончить школу в 1975-м всего с двумя четверками.

- Почему до медали недотянули?

- Просто не ставил себе такой цели. На серебряную тянул, но в тот год их как раз временно отменили. А чтобы получить "золото", нужно было все свое время отдавать учебе. Но я же попал в городской пионерский штаб, где познакомился с фантастическим по своей мощи коллективом единомышленников. Никакая медаль такого богатства не заменит. А если учесть, что моя супруга - выходец из того же коллектива...

- Она тоже пионерка по жизни?

- По духу, несомненно. Галина Викторовна, как и я, горштабист. Потом работала вожатой, замом директора школы по воспитательной работе, учителем. Последние 20 лет мы трудимся вместе, в одном учебном заведении, можно сказать, у нас семейный подряд на ниве преподавания истории.

И у сына нашего, Саши, выбора, в общем-то, не было. Совсем крохой мы брали его на озеро Шлино - место традиционных пионерских походов. Малыш, как и все, спал в палатке, ел из котелка, обожал костер, песни под гитару. Сейчас ему 23 года, закончил МИФИ, работает в серьезной фирме. Пионерство прошел "от и до".

Подальше от политики

- Как насчет партийности: почему коммунисты до сих пор считают пионеров своими?

- Руководству КПРФ хотелось бы сохранить традицию преемственности в прежней форме, как в 1970-80-х годах. Но ситуация-то изменилась радикально! Большинство пионерских организаций выстояли самостоятельно и остаются неприпартийными.

- Но Геннадий Андреевич Зюганов любит по весне повязывать галстуки детям под объективами камер - на Красной площади. Разве это не принадлежность к партии?

- Когда Геннадий Андреевич заявляет с трибуны, что партия воссоздала в стране пионерское движение, он, мягко говоря, неточен. Конечно, известно, что коммунисты в ряде регионов действительно способствовали возрождению пионерства. Да, в пионерском движении есть, хоть и далеко не доминирующий, припартийный пласт. Но называть современных пионеров априори "юными коммунистами" все же не стоит.

- Вопрос в лоб: так за кого вы сегодня за "белых" или за "красных"?

- Мы - коммунары, потому что стараемся формировать ребят на основе коммунарства как педагогической, подчеркиваю, системы. Предвижу другой вопрос: "Разве коммунары это не коммунисты?". Нет. Мы живем по гуманистическим принципам коммунарства, а сходство - не обязательно идентичность. Почитайте наших замечательных педагогов - Макаренко, Иванова, Сороку-Росинского, Сухомлинского. Перечитайте Аркадия Гайдара, наконец. И увидите у них общее: идеи заботы коллективизма, товарищества, самодеятельности и творчества.

- Пионеры раньше ориентировались на героев. А сегодня кто в образцах?

- У пионеров герои были, есть и, полагаю, будут всегда. К примеру, мы не отказываемся от образов героев Великой Отечественной. Но и тут стараемся сделать восприятие героики осязаемым. Майский поход мы, как правило, заканчиваем у Дубосеково. Недавно выходим к памятнику героям-панфиловцам. Пять огромных бронзовых фигур - как напоминание о войне. Девчонка, самая младшая в отряде, ахнула: "Ой, какие же они грозные!" Я ребят развернул лицом к полю: "Смотрите: оттуда шли фашистские танки. Вы только представьте себе эту картину. А ведь многим нашим солдатам не было и 20. И уже никогда не будет".

Посмотрели, подумали, помолчали. Дошло, кажется.

Так кто же для нас сегодня герои? От Гайдара не откажемся, ни в коем случае. И от многих "скачущих впереди" первопроходцев. От космонавтов, например. Впрочем, мне кажется, важно добиться, чтобы героика 1812 года и стойкость защитников Сталинграда, трудовой подвиг Магнитки и труд древних воинов и зодчих Руси, одинаково трогал сердца ребят. Потому побуждаем их больше читать. Чтобы думать и выводы делать правильные.

- Получается?

- Отчасти. В походах, на озере Шлино, когда несколько дней живем в палатках, мы обязательно проводим театральные вечера. Ставим постановки по произведениям Гайдара, Кассиля, Михалкова, Пантелеева, Крапивина. А то ребята вдруг Гоголем заинтересовались. Кто-то из инструкторов привез книжку и начал читать вечером в палатке "Вия", чтобы ребята быстрее заснули. Дети ведь любят на ночь немного побояться. "Вий" их завел: "А можно еще Гоголя?" - попросили. Срочно привезли из Москвы несколько томиков классиков русской литературы и поставили фрагменты из "Мертвых душ". Таким же образом "оживили" героев Грибоедова - "Горе от ума", а потом и "Недоросля" Фонвизина.

- Сами-то пионеры кем растут? Раньше, говорят, среди них было немало выскочек, фискалов?

- Пионерская организация всегда воспитывала патриотов и активных тружеников. Именно так, иначе не было бы подвигов Зои Космодемьянской, Лёни Голикова, Марата Казея, Юрия Гагарина (я называю имена тех, кто прошел через пионерскую организацию). Да просто невозможно перечислить всех! А вопрос, видимо, задан в связи с расхожим мнением, что один из пионеров-героев 1930-х годов, Павлик Морозов, в период так называемой перестройки был очернен как доносчик. Так вот, юристами была еще тогда проделана колоссальная работа, и выяснено, что никаких доносов он не писал. Это был честный парень, которого убили его же родственники, а затем оклеветали.

- У вас есть мечта, связанная с Пионерией?

- Хочется, чтобы пионерская история продолжалась долго. В трудный период удалось сохранить пионерское движение. Может, уже настала пора поиска форм более тесного взаимодействия пионерских организаций и впоследствии их объединения?

- А главное препятствие на пути к вашей мечте?

- Отсутствие ресурсов. Мы бы не отказались ни от какой поддержки. Лишь бы она была бескорыстной, хотя бы потому, что это же все для детей. Варианты "кто платит деньги, тот и заказывает музыку" или "ты - мне, я - тебе" нас не могут устроить. Хочется, чтобы взрослые поняли: детскому движению нужно помогать уже потому, что оно несет людям (главное - детям) добро, а стране - обнадеживающие перспективы на будущее.

Впрочем, мы все равно будем продолжать свое дело, потому, что, как поется в современной песне о Гайдаре барда Андрея Земского "Трудно, но пока не привал".

Из досье "РГ"

Лебедев Дмитрий Николаевич. Родился в Москве в 1958 году. Отец - инженер, мама - экономист. Учился в 43-й московской спецшколе. С 1970 года - в пионерском штабе Свердловского района столицы. В 1971-74 гг. - член Московского городского пионерского штаба, комиссар, знаменосец. 19 мая 1972 года, в день 50-летия пионерской организации, командовал парадом пионеров на Красной площади. С 1976 года и по нынешнее время руководит пионерским штабом "Комиссары".

После окончания пединститута в 1980 году преподает историю в 259-й московской школе. Кандидат педагогических наук. Имеет госнаграды.

С 1992 года - координатор Московского горсовета пионерской организации. Член Совета Московской детской общественной организации "Содружество".

E-mail: mgpo@mail.ru

Семья и дети История