17.05.2012 00:20
В мире

По городам Белоруссии проехал российский поезд инноваций

Российский поезд инноваций освоил белорусский маршрут
Текст:  Виолетта Дралюк (dralukk@tut.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №18 (550)
Читать на сайте RG.RU
Более

десяти дней передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО "Российские железные дороги" - поезд инноваций - колесил по городам Беларуси. Его смогли увидеть в Орше, Минске, Бресте. Последним остановочным пунктом в белорусском маршруте стал Гомель. Три дня работы прошли при аншлаге.

Поезд инноваций гомельчане ждали с нетерпением. Где еще такое увидишь: в девяти вагонах - вся история Российской железной дороги, экспозиция о развитии атомной энергетики госкорпорации "Росатом" - партнера Беларуси в строительстве атомной станции. Новейшие разработки "Роснано" и компании Philips...

К суперпоезду РЖД гомельчане потянулись, как на ярмарку распродаж, - с первых часов его работы. В ряды любопытствующих влилась и корреспондент "СОЮЗа". Интересно, что это за вагончики такие, респектабельного стального отлива? Лектор-проводник пригласила на экскурсию:

- Основа выставки - купейные вагоны нового поколения, разработка Тверского вагоностроительного завода. Посмотрите вверх - перед вами интерактивная модель "Звездное небо". Вместо привычных окон - жидкокристаллические экраны. А теперь внимание! Сейчас вы увидите ролики о развитии высокоскоростного движения в России. Пока это поезда - "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка", запущенные на некоторых направлениях.

Информация о том, что "Аллегро" расстояние от Питера до Хельсинки преодолевает за три с половиной часа, вместо прежних шести, впечатлила слушателей:

- Во летит. Из Гомеля до Москвы бы так.

- У нас, кстати, тоже швейцарский поезд запустили. И эконом-дизели уже пошли...

Тверской вагоностроительный завод готовится поставить на рельсы опытный вариант двухэтажного вагона. Всем хорош. Один нюанс для высоких - не исключаются ограничения по росту. Очередной лектор переводит "разбежавшиеся" глаза на другую точку:

- А это наш магистральный газо-трубовоз, который в 2009 году попал в Книгу рекордов Гиннесса. Провез 159 вагонов с массой 15 тысяч тонн.

Железная дорога - как на ладони. Пути, вокзалы, переезды в виде мини-копий и действующих макетов. Космодром Байконур в мельчайших деталях. Самым смелым предложили сесть за тренажеры-стимуляторы. Поначалу народ осторожничал. Единицы решались попробовать себя в роли машиниста электровоза. Обстановка-то реальная, изображение в системе 3D, поезд "разгоняется" до 200 км/час. В итоге увлеклись не на шутку:

- А условия посложнее?

Проводник соглашается:

- Пожалуйста, сильный туман.

- Вы ему еще экстрима поддайте.

- Встречный поезд!

Из "тренажерной", наверное, пришлось бы выводить, если бы не вагон "Росатома". Замначальника комплекса Денис Алексеенков признался: в Беларуси эта экспозиция оказалась самой востребованной. Почему в "атомный" вагон белорусских посетителей тянуло как магнитом, излишне объяснять. Чернобыльская авария из недавнего прошлого. Строительство собственной АЭС в настоящем...

Прежде чем добрались до "реактора", проводник успел живо и легко поведать о происхождении радиации, ее природных источниках и степени влияния на организм. В тот момент, когда мы вышагивали по футуристическому вагону и интересовались собственной безопасностью, радиационный фон в Санкт-Петербурге в четыре раза превышал гомельский (потому что город сплошь из гранита), а на монацитовых песках пляжей бразильского Гуарапари - в 200 раз!

А вот и предмет всеобщего интереса - интерактивный макет ядерной установки. Лектор ее запускает. Пошла работать. И тут же вопрос из "зала":

- А если вдруг чего?

- Строящиеся сегодня российские атомные станции располагают принципиально новой системой безопасности. Вот смотрите, идет экстренное охлаждение реактора с помощью циркуляционных баллонов с водой. Если расплавление реактора предотвратить не удалось, то последним заслоном от выброса радиации становится ловушка, куда и упадет неотработанный уран для дезактивации.

- Как же тогда "Фукусима"?

- Там атомную станцию строили американцы в 70-х. И принцип был совсем другой. Кстати, можете воспользоваться очками и рассмотреть проект российской атомной станции в формате 3D.

На выходе все массово измеряли персональную дозу радиации.

В последнем вагоне комплекса впечатлили разработки компаний "Роснано". Меня лично - 3D чернила. Вроде ничего особенного, а на выходе - объемное изображение. Красота. Или электронный учебник со сверхгибким небьющимся корпусом, вмещающий до 50 тысяч различных учебников. Людей более практичных тянуло к стеклопакетам, которые не выпускают тепло и не пропускают солнечные лучи, и к "экономным" лампочкам. В отличие от подделки они не нагреваются. А гомельчане, которым не удалось увидеть эту уникальную экспозицию, искренне жалели, что поезд ушел...

Беларусь ОАО "Российские железные дороги"