17.05.2012 00:49
Экономика

Тема недели: В Екатеринбурге обсудят вопросы развития машиностроения

Текст:  Надежда Гаврилова (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №110 (5783)
Читать на сайте RG.RU

На крупнейшей экспозиционной площадке Екатеринбурга проходит 8-й Евро-Азиатский машиностроительный форум. В его рамках, помимо выставочных мероприятий, планируется ряд тематических дискуссий, круглых столов, конференций, в которых примут участие руководители предприятий, ученые и чиновники.

Основные цели, преследуемые организаторами форума, - известить профессиональное сообщество о новейших разработках российских и зарубежных компаний в области машиностроения и привлечь внимание инвесторов к реализации инновационных проектов в этой отрасли промышленности. Что было бы весьма кстати, учитывая современное состояние машиностроения.

Когда-то эта отрасль для Урала была наряду с металлургией одной из системообразующих. Сегодня же, как рассказал "РГ" начальник отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса областного министерства промышленности и науки Александр Боркунов, машиностроение занимает в общем объеме валового продукта региона не более 18-20 процентов. Развивается эта отрасль довольно неровно: какие-то предприятия, направления производства и отдельные секторы растут быстрее, какие-то - медленнее.

Хуже всего себя чувствует станкостроение: сегодня готовых станков на Среднем Урале (как, впрочем, и в большинстве других регионов страны) фактически не производят. То есть масштабная модернизация, проводимая в последние годы многими российскими компаниями, осуществляется в основном путем приобретения импортного оборудования. Так, 90-95 процентов новых станков, устанавливаемых на предприятиях Свердловской области, произведены за рубежом. Для сравнения, в советское время модернизация в промышленности осуществлялась на 80-85 процентов за счет отечественного оборудования.

- У нас в области единственный чисто станкостроительный завод - в Алапаевске. Он работает, но номенклатура выпускаемой им продукции очень мала. Да и объем выпуска невелик - всего несколько десятков станков в год, - рассказывает Боркунов.

Справедливости ради отметим, что в регионе есть еще несколько предприятий, которые выпускают станки. Например, экспериментальный завод в Реже, помимо техники для сельского хозяйства, изготавливает камнерезные станки для работы в карьерах и оборудование для шлифовки вагонных пар. Но объемы производства там тоже мизерные. Так что о станкостроении как отрасли уральской промышленности говорить сегодня, по сути, вообще нельзя. В 2009 году в Свердловской области приняли программу развития станкостроения, рассчитанную на пять лет. Однако из-за резкого сокращения бюджетных расходов в период кризиса она не получила финансирования, так и оставшись сводом намерений предприятий.

Сегодня областные власти возлагают надежды на другую, федеральную, программу развития станкостроения, принятую в 2011 году. Несколько среднеуральских промышленных предприятий уже подали заявки на участие в ней. Теперь все зависит от решения минпромторга РФ: он должен выбрать самые перспективные бизнес-планы и выделить деньги на их реализацию.

Еще две ключевые подотрасли уральского машиностроения - производство электрооборудования и транспортных средств - развиваются значительно лучше. В этих сферах, по мнению специалистов, наши предприятия не просто конкурентоспособны на мировом рынке - часто они идут в авангарде, и у них многому учатся зарубежные производители. Вероятно, в рамках форума уральские машиностроители смогут поделиться опытом и с коллегами из других регионов России.

Экономика Екатеринбург Урал и Западная Сибирь