17.05.2012 00:31
Происшествия

"Черный ящик" SSJ-100 доставят в Джакарту 17 мая

Расшифровка речевого самописца начнется после доставки в Джакарту российского оборудования
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №110 (5783)
Читать на сайте RG.RU

"Черный ящик" сильно обгорел, но модуль памяти цел, сообщил вчера замглавы министерства промышленности и торговли Юрий Слюсарь, возглавляющий с российской стороны комиссию по расследованию разбившегося в Индонезии российского лайнера Sukhoi Superjet 100.

Один из двух ящиков - речевой самописец SSJ-100, был найден рано утром 16 мая бригадой спецназа индонезийской армии и Индонезийского агентства скалолазов. Бортовая система регистрации, которая фиксирует параметры полета, пока не обнаружена. Как только закопченный и частично поврежденный речевой самописец доставили в ситуационный штаб, индонезийские и российские специалисты вскрыли ящик и убедились, что модуль памяти цел. Юрий Слюсарь, как подчеркнули в минпромторге, при этом присутствовал лично. Найденный самописец зафиксировал последние два часа разговора в кабине пилота. Сегодня утром в Джакарту из Москвы доставят необходимое оборудование для расшифровки записей с "черного ящика". "Мы будем принимать активное участие в процессе съема информации, ее расшифровке и анализе. Сначала специалисты приступят к скачиванию информации, после чего начнут расшифровывать и анализировать данные. Пока говорить о каких-то конкретных сроках преждевременно. Но мы постараемся работать максимально оперативно", - рассказал Слюсарь. В расшифровке, как и предполагалось, примут участие российские консультанты из Межгосударственного авиационного комитета и Объединенной авиастроительной корпорации.

Как пояснил "РГ" аналитик агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, современные цифровые накопители информации речевого самописца, которыми, по идее, должен был быть оснащен новейший российский лайнер, легче и быстрее поддаются обработке, чем записи "черных ящиков", которых пишутся на магнитную ленту. То, что в разговоре обычно называют "черный ящик" или "бортовой самописец", на языке авиаторов значится как "система аварийной регистрации параметров полета", сокращенно - САРПП, отмечает Пантелеев. По его словам, сегодня для гражданской авиации очень важно наращивать техническую защищенность таких носителей, способных выносить серьезные ударные перегрузки, высокие температуры, долго находиться в воде. На международном уровне в авиакругах активно дискутируется и вопрос о том, чтобы оснащать "черные ящики" системами видеозаписи всех действий экипажа и происходящего рядом - кто на каком месте находится, каким прибором управлял. "Технически с этим проблем нет. Вопрос - этический. Команда будет ощущать дополнительный дискомфорт при постоянном контроле за каждым ее движением", - говорит Пантелеев. Перестроить систему "черных ящиков", по его мнению, в ближайшее время поможет новейшая спутниковая связь, которая будет в режиме онлайн транслировать в цифровом и голосовом формате все ключевые полетные параметры с воздушного судна.

Между тем выясняется, что демонстрационный полет в Индонезии выполнялся резервным бортом N 97004. Об этом сообщили РИА Новости. По ходу азиатского турне им заменили основной борт N 97005 из-за его возможной неисправности. Вчера же стало известно, что индонезийский авиаперевозчик "Скай авиэйшн" не будет откладывать покупку 12 российских авиалайнеров "Суперджет 100", несмотря на катастрофу. Такое заявление сделал представитель руководства компании. Сделка оценивается в 380,4 миллиона долларов. Сроки поставки самолетов - 2012-2015 годы.

тем временем

Главное следственное управление СКР провело обыски в компании "Гражданские самолеты Сухого". В Следственном комитете "РГ" перечислили то, что забрали - чертежи самолета и документы, имеющие отношение к его созданию. Параллельно СК России приступил к работе и в Индонезии. Предстоит опрос всех российских граждан, которые имели отношение к обслуживанию самолета и его полету. Из их командированных в Индонезии - два следователя, криминалист и сотрудник управления международно-правового сотрудничества.

Подготовила Наталья Козлова

Аварии и катастрофы Индонезия