Россия как бы заново открывает для себя винтокрылые машины. И скоро для немалого количества людей вертолеты могут стать повседневным видом транспорта. Вот такие перспективы показывает Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2012, которая открылась в столичном выставочном центре "Крокус Экспо". Даже права на управление вертолетом сегодня можно получить также, как и в автошколе, закончив курсы.
Кстати, именно так собирается поступить исполняющий обязанности вице-премьера Дмитрий Рогозин. О своем намерении записаться на курсы летчиков-вертолетчиков он заявил на открытии авиасалона. А вот присутствовавший на церемонии открытия и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров такие курсы уже окончил и получил права на управление легкими вертолетами.
Геликоптеры перестали быть исключительно уделом военных и воздушных транспортников. Сегодня практически каждый желающий может купить в частную собственность вертолет и рассекать на нем воздушные просторы родного края. На салоне HeliRussia-2012 представлено множество легких вертолетов, предназначенных для частного использования, а также компании, сдающие их в аренду тем, кто имеет право ими управлять. Второе дыхание приобретают автожиры. Это воздушные машины, которые взлетают и садятся по-вертолетному, а летают при помощи толкающего или тянущего самолетного винта.
В нашей стране уже существует несколько небольших частных компаний, которые разрабатывают, сертифицируют и выпускают автожиры под конкретного заказчика. Машины отличаются высокой надежностью и несложным управлением. По словам их создателей, на автожире разбиться можно только в том случае, если очень этого захотеть. Применяться же они могут во всех сферах: как патрульно-дозорные машины, как такси, для работы в сельском хозяйстве, просто для того, чтобы испытать удовольствие от полета.
Произвела впечатление серия необычных винтокрылых машин российско-чешского предприятия RUMAS. Они выполнены по той схеме, которая в новом веке станет доминирующей в вертолетостроении: укороченные несущие соосные винты и толкающий винт, расположенный в хвостовой части. Это обеспечивает высокую скорость и большую маневренность одновременно. Российско-чешские вертолеты смотрятся почти игрушечными, но это серьезные машины, готовые занять свое место в ряду винтокрылов нового поколения.
По словам генконструктора фирмы "Камов" Сергея Михеева, в ХХI веке произойдет качественная смена вертолетных поколений. На смену классическим и в общем-то тихоходным геликоптерам придут скоростные машины, сочетающие в себе возможности самолета и вертолета. Взлетать и садиться они будут вертикально, а летать со скоростью около 500 км/час на дальность до 1500 км без дозаправки. В США вовсю идут испытания вертолета фирмы Sikorsky типа Х2, построенного по такой схеме. У нас завершается проектирование аналогичного, но более мощного вертолета Ка-92. Тот, кто первым сможет освоить массовое производство скоростных вертолетов, и станет хозяином мирового рынка винтокрылых машин.
Стоит подчеркнуть, что вертолеты - это одни из немногих продуктов российского машиностроения, которые широко эксплуатируются сегодня по всему миру и популярность их заметно растет. На салоне состоялась презентация гражданского вертолета Ка-62, необычного во многих отношениях. Впервые "камовская" фирма создала машину не соосной, а классической схемы с несущим и стабилизирующим винтами. Однако последний - это не просто лопасти, установленные в конце хвостовой балки, а так называемый фенестрон - узкие лопасти находятся в кольце. Такая схема повышает безопасность эксплуатации и скорость полета. Сам вертолет почти целиком выполнен из композиционных материалов. Серийное производство этой машины не за горами.
Впрочем, классические Ми-8 и все их модификации остаются в центре внимания не только на салоне, но и на мировом рынке. В минувшем году в девятнадцать стран было экспортировано 262 вертолета. Это позволило занять 14% мирового рынка вертолетостроения. Большая часть проданных машин - это именно Ми-8 и Ми-17. С 2011 года в Афганистан осуществляются поставки военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, оборудованных современным западным радиосвязным и навигационным оборудованием. Ими оснащаются ВВС этой страны.
Бог создал Россию для вертолетов - это слова Игоря Сикорского. Его сын Сергей также участвует в салоне. И он может убедиться в правоте своего знаменитого отца, а также в том, что вертолетостроение на родине его предков - область самых высоких технологий.