Утренняя встреча спикера Госдумы Сергея Нарышкина с лидерами фракций, проходившая перед самым началом пленарного заседания в пятницу, оправдала ожидания. Чтение подготовленного депутатами "Единой России" законопроекта, который многократно повышает штрафы за нарушения в организации и проведении митингов, шествий и других подобных акций, было отложено.
"На вторник", - уточнил спикер журналистам. Объясняя потом это решение депутатам, Нарышкин отметил, что законопроект "носит резонансный характер", а в повестке дня он стоит в 27-й позиции, "и есть вероятность, что он не будет рассмотрен" или Дума займется им в конце дня, когда времени на подробное обсуждение документа уже не останется. "А обсуждать его нужно, - подчеркнул спикер, - потому что все фракции сходятся во мнении, что наше законодательство, которое регулирует порядок проведения митингов, несовершенно". И предложил поставить этот вопрос в повестку очередного пленарного заседания "на фиксированное время с тем, чтобы было достаточно времени для его обстоятельного обсуждения". Противников этого предложения в Думе не нашлось.
Этого, впрочем, как раз и добивалась оппозиция, нещадно критикуя "единороссовские" поправки в Кодекс об администратиных нарушениях и обещая покинуть пленарное заседание, если парламентское большинство проигнорирует их требования и решит все-таки "протащить" законопроект своими силами. Думские коммунисты, "справороссы" и либерал-демократы получили четыре дня, чтобы обдумать свои дальнейшие действия.
Лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов уже заявил, что "справороссы" не изменили своей позиции - не поддерживать данный законопроект. Открытым для них остается и вопрос о демарше. Фракция, по словам Миронова, еще обсудит участвовать им в той части заседания, когда будут рассматриваться жесткие санкции для митингующих, или покинуть на это время зал.
Остался при своем мнении и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который считает законопроект провокационным. "Этот законопроект не что иное, как прямая провокация, ведь он позволяет за любое мероприятие штрафовать его организаторов на полтора миллиона рублей", - напомнил журналистам Зюганов, обратив особое внимание на то, что в законопроекте не конкретизировано, что можно считать нарушениями при организации и проведении массовых акций: не тот галстук надел или что-то еще. Однако на заданный журналистами вопрос, станут ли коммунисты устраивать демарш во вторник, бросил на ходу: "Поработаем". Впрочем, к чему относилось это "поработаем", было неясно.
Поработать над поправками к законопроекту намерены либерал-демократы. Сами они повышенных штрафов за нарушения при проведении акций не боятся. Свои массовые мероприятия, по словам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, проводят "без всяких нарушений", и главный либерал-демократ не раз предлагал коллегам из других партий поучиться этому у ЛДПР.
Критика законопроекта, поступавшая всю неделю с разных сторон, не поколебала уверенности "единороссов" в том, что надо ужесточить наказание для тех, кто митингует не по правилам.
"Хорошо известно, что в нашей стране нет проблем с возможностью проведения митингов. Но есть один серьезный изъян - нет адекватного наказания за насилие, провокации, хулиганство на митингах. Даже в самых демократических странах это жестко пресекается, - доказывал лидер фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев актуальность предложенных поправок в КоАП. - Но, согласитесь, 1000, 2000 рублей - это смешно. У нас в этом плане законодательство не просто либерально, а либерально с избытком".
Поэтому, по словам Воробьева, опираясь на международный опыт, "единороссы" и решили привести российские законы в соответствие с общепринятыми стандартами. Согласно "единороссовским" поправкам в КоАП, максимальный административный штраф за нарушения правил проведения и организации массовых мероприятий для простых участников составил бы вместо пяти тысяч рублей один миллион, для организаторов - 1,5 миллиона рублей вместо 50 тысяч. Кроме того, предусмотрены и обязательные работы на срок до двухсот часов
"Мы поддерживаем концепцию законопроекта, - подчеркнул Воробьев, - но что касается штрафов, то уже есть понимание, что они будут значительно ниже предложенных".
В пятницу Дума приняла в первом чтении поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, которые предусматривают сокращенный порядок дознания при выяснении обстоятельств преступлений небольшой и средней тяжести. И в тех случаях, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, а причастность человека к совершению преступления не вызывает сомнения. Как заметил полпред президента РФ в Госдуме Гарри Минх, эта законодательная инициатива позволит "исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования, а также необоснованное затягивание сроков досудебного производства".Срок производства дознания, который сейчас длится до двух месяцев, согласно законопроекту, не должен превышать 15 суток с возможностью продления его в исключительных случаях до 20 суток. Ограничиваются пределы доказывания: "доказательства будут собираться в объеме, минимально необходимом для установления события преступления и обстоятельств причастности к нему обвиняемого". Кроме того, институт понятых при проведении отдельных следственных действий (исключение - обыск и опознание) предлагается "заменить на процессуальную фиксацию этих действий с использованием технических средств". Понятых может заменить видеозапись.
У депутатов отношение к законопроекту было двояким. С одной стороны, "уменьшение нагрузки на следствие и снижение экономических затрат" - это хорошо. Но с другой - увеличивается риск злоупотреблений. Ведь современные технологии открывают фантастические возможности для разного рода фальсификаций, в том числе и видиозаписи. Поэтому либерал-демократ Александр Кропачев предложил четко указать в законопроекте, какие именно технические средства могут быть использованы для фиксации следственных действий. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков высказал опасения, что введение нового порядка вообще может привести к "превращению следственных процедур в суррогат" и снизить эффективность работы органов дознания и предварительного следствия. "Единоросс" Рафаэль Марданшин увидел особую ценность законопроекта в том, что он не позволит безосновательно затягивать досудебное производство. Прогрессивной считают концепцию законопроекта и "справороссы", однако полагают, что текст нуждается в доработке.
А вот отношение ко второму президентскому законопроекту с поправкой в УК, расширяющей сферу применения конфискации, у думских фракций было более благосклонным. Слово "конфискация" вообще имеет на депутатов магическое действие и побуждает к законотворческой активности. И на этот раз они заговорили о том, что надо ускорить процесс развития и совершенствования института конфискации в России, сделать конфискацию не только дополнительной, но и одной из основных мер наказания за преступления, связанные с коррупционной деятельностью. Однако пришлось ограничиться пока тем минимумом, который обозначил им Гарри Минх: законопроект предусматривает возможность конфискации не только денежных средств, но и иного личного имущества осужденного на соответствующую сумму в случае, если денег, принадлежащих ему, недостаточно, а имущество есть, и вполне ликвидное. Эта поправка в УК принята Думой в первом чтении.