В ближайшее время граждане начнут получать единое уведомления по уплате имущественных налогов. Оно впервые, начиная с 2012 года, будет содержать информацию сразу о трех имущественных налогах: транспортном, земельном и НДФЛ. Правда, оплачивать их, как и прежде, можно будет в разное время.
Прежде чем пойти на этот шаг, Федеральная налоговая служба исправила ошибки и списала задолженности граждан по налогам на 32 млрд руб.
Ранее три различных уведомления об уплате земельного, транспортного и имущественного налогов приходили гражданам в разное время. Транспортный и земельный налоги оплачивались авансовым способом. Зачастую уведомления об уплате налогов содержали ошибки из-за неверных или несвоевременно обновленных сведений о реально существующем имуществе гражданина. Исправление ошибок, допущенных ведомствами, ложилось на самого налогоплательщика. Он должен был стоять в очередях налоговой инспекции или отправлять по почте пояснения с просьбой пересчитать суммы налога. Налоговые органы могли их не получить вовремя или не разобрать почту, и у налогоплательщика возникала недоимка. Должников и недоимок образовалось огромное количество. Чтобы разрешить ситуацию, Федеральной налоговой службой были разработаны и затем приняты поправки в законодательство, которые предусматривали возможность списания недоимки, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленной на указанную недоимку.
Закон вступил в силу 1 января 2012 года. Налоговыми органами была проведена огромная работа без участия налогоплательщиков. У 31,7 миллиона должников списано налогов, пени и штрафов на общую сумму 31,7 млрд руб. Проверить результаты проведенной налоговыми органами работы и уточнить, списаны ли долги, можно на официальном сайте ФНС России с помощью сервиса "Узнай свою задолженность".
Теперь гражданам предлагается начать жизнь, что называется, с чистого листа и платить свои налоги по новым правилам. Как это будет происходить, "Библиотечке "РГ" рассказала Светлана Бондарчук, заместитель руководителя ФНС России:
"Начиная с текущего года, граждане будут уплачивать имущественные налоги один раз в год, за истекший налоговый период. При этом сроки уплаты имущественных налогов сближены: транспортный и земельный налоги уплачиваются с 1 ноября по 31 декабря, налог на имущество физических лиц - не позднее 1 ноября. Конкретные даты по уплате транспортного налога устанавливаются органами власти субъектов Федерации, земельного налога и налога на имущество физических лиц - представительными органами местного самоуправления.
По каждому объекту налогообложения будут указаны налоговый период, налоговая база, налоговая ставка, льготы (при наличии), сумма налога к уплате или уменьшению и другие сведения.
Замечу, что списанная задолженность образовалась в свое время, в том числе из-за ошибок, содержащихся в информационных ресурсах ведомств, предоставляющих сведения налоговым органам. Чтобы свести к минимуму случаи использования для расчета налогов некорректной информации, мы призываем налогоплательщиков информировать налоговые органы о возможных ошибках в налоговом уведомлении. Для оперативного взаимодействия мы предусмотрели специальную форму заявления - анкеты, так называемый корешок, который направляется гражданину в одном конверте с налоговым уведомлением. Если налогоплательщик обнаружит ошибку в налоговом уведомлении, то этот "корешок" необходимо заполнить и направить в налоговый орган по почте или воспользоваться электронными сервисами на сайте ФНС России. Чтобы налогоплательщики могли спокойно разобраться со своими налоговыми обязательствами, налоговые органы направят налоговые уведомления гражданам до середины лета. Так что у налогоплательщиков будет достаточно времени, чтобы, при необходимости, эти обязательства уточнить".
Кстати, получить информацию о действующем налоговом законодательстве, ставках имущественных налогов, льготах можно уже сейчас. ФНС России запустила новый сервис "Наиболее часто задаваемые вопросы". Более 135 тыс. ответов на самые актуальные вопросы налогоплательщиков собраны в этой своего рода базе данных. Вопросы структурированы по 23 категориям (электронные сервисы, урегулирование задолженности, НДФЛ, акцизы и другие) и по уровням (федеральный и региональный). Для упрощения поиска нужного ответа пользователь может уточнить, в качестве кого он выступает: индивидуальный предприниматель, иностранная организация, физическое или юридическое лицо.
С помощью нового сервиса граждане могут получить информацию о порядке взаимодействия с налоговыми органами по различным вопросам, о работе интернет-сервисов на сайте ФНС России и портале госуслуг, программном обеспечении, разработанном ФНС России для налогоплательщиков, и многим другим вопросам.
Теперь, прежде чем обратиться с вопросом в ФНС России, налогоплательщик благодаря интернет-сервису "Наиболее часто задаваемые вопросы" может оперативно получить ответ на свой вопрос, если он есть в базе налоговиков. При этом налогоплательщик экономит свое время и не тратит его на ожидание ответа. Одновременно это снижает нагрузку на инспекторов, которые могут уделить больше внимания решению нетипичных вопросов налогоплательщиков.
Специалисты налоговой службы планируют пополнять базу данных с ответами на самые часто задаваемые вопросы. Пользователям предоставлена возможность внести свои предложения по улучшению работы сервиса.
О. Пономарёва, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Cодействие бизнес-проектам":
- Нововведение, на мой взгляд, разумно и своевременно. Нам остается надеяться на хорошую работу Почты России, которая должна будет своевременно доставлять уведомления о налогах. Налогоплательщики рассчитывают, что ФНС внимательно отнесется к расчетам этих налогов. Я надеюсь, что будет прекращено перекладывание на плечи налогоплательщика обязанности государства по выявлению объектов налогообложения, отслеживанию изменений прав собственности и правильности расчета налогов.
Было бы хорошо, чтобы государство действительно знало о том, чем владеют его граждане - недвижимость, транспортные средства, земельные участки, доходы и начисления, на основании которых и рассчитываются налоги.
М. Емельянцева, юрист юридической компании "Налоговик":
- То, что уведомление будет единым - это удобно, но есть шансы его и не получить. Ведь рассылать документ планируют летом, когда наступает пора отпусков и каникул. Поэтому, не получив его, необходимо будет уточнять свою задолженность по Интернету, а тем, у кого нет такой возможности, придется лично общаться с налоговыми инспекторами.
В Налоговом кодексе РФ не требуется направлять такую корреспонденцию заказными письмами, и потому налоговые уведомления обычно отправляются простым письмом. А считается полученным такое письмо согласно п. 4 ст. 52 НК РФ по истечении шести дней с даты отправления, так что доказать пропажу налогоплательщику, скорее всего, не удастся.
Кроме самого уведомления в конверте у тех, кто получит уведомление, будет расчет по каждому налогу и анкета в виде отрывной части - "корешка", как их назвали сами налоговые инспекторы. Такой "корешок" предназначен для внесения исправлений по одному из трех налогов физических лиц. Однако в этом корешке предусмотрены всего три ситуации: если у Вас нет такого имущества (земли или транспортного средства); если имущество есть в наличии, но не указано в уведомлении; отдельные ошибки в расчетах налогов. При этом места для перечисления имущества по первым двум ситуациям оставлено немного, и если Вы нашли не одну такую ошибку, а больше - может просто не хватить места.
Жаль также, что налоговые инспекторы забыли напомнить гражданам о необходимости указывать ИНН согласно п. 7 ст. 84 НК РФ (его бы можно было впечатывать прямо в бланк, вместе с ФИО и адресом). При этом в законе указывается, что не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей граждане могут не указывать ИНН, если в обращении будут их персональные данные в виде ФИО, даты и места рождения, пола, места жительства и паспортных данных. Поэтому, заполняя "корешок", не забывайте указывать ИНН.
И напоследок хотелось бы обратить внимание на способ отправки - хотя и есть сейчас технические и юридические возможности отправлять заявления в электронном виде, рекомендуем все-таки придерживаться привычного бумажного документооборота. Поскольку письменное обращение, в отличие от электронного, можно подтвердить и установить дату его отправки по входящим номерам, почтовым квитанциям, описям или штемпелям. И только для ускорения процесса рассмотрения претензии стоит письменное заявление продублировать электронным письмом.
Подготовила Ю. Васильева
Узнай свой налоговый долг