Количество владельцев частных вертолетов в России неизбежно растет. Вертушки продаются, покупаются и сдаются в аренду все активнее. А чему удивляться? Те, кто их покупает, расценивают вертолет как средство самовыражения, средство быстрого и комфортного передвижения. Действительно: никаких пробок. И низкая стоимость эксплуатации - тоже налицо. Если сравнивать с автомобилем, то время экономится прилично - в 3-8 раз. Вертолет летит обычно по прямой не менее 200 км/ч и без светофоров. Вот самая популярная модель - Robinson R22. Расход топлива - всего 32 литра в час. За этот час реально покрыть расстояние 170-190 км. Правда, до Запада нам еще далеко. Так, сегодня в Штатах зарегистрировано почти 200 000 частных вертолетов.
В России, по оценке экспертов, пока наберется едва ли две сотни. Кто владельцы? Отнюдь не только олигархи, звезды шоу-бизнеса и высокопоставленные чиновники. Есть и просто "крепкие" бизнесмены. В 99 процентов случаев они начинают "пробовать небо" покупкой недорогого, но самого надежного и, заметим, популярного в мире четырехместного Robinson R44 (США). Почему? Он сертифицирован и имеет самую развитую сервисную сеть. В зависимости от налета, комплектации и состояния Robinson R44 может стоить в России 400-730 тыс. долларов, а газотурбинный аналог 1,5-2,5 млн долларов.
Как правило, те, кто "подсел" на вертушки и оценил удобство передвижения, через год-полтора обычно заказывают машину посерьезнее: 8-местные Agusta 119 Ке (Италия), 6-местные Eurocopter AS350 (Франция) или Bell 407 (США). Стоимость в России, по разным оценкам, порядка 3 млн евро. Для корпоративных клиентов и состоятельных граждан следующим шагом станут двухмоторные 8-местные вертолеты типа Agusta 109 (Италия), Eurocopter 135,145 (Франция) или Bell 429 (США). Цена в России - от 7 млн евро.
Покупка вертолета в России уже достаточно хорошо выстроена. Есть официальные дилеры основных производителей вертолетов, и есть вертолетные центры, имеющие сильные технические базы. Но когда говорят, что купить вертолет сейчас так же легко, как автомобиль, то это не так. Практически покупка вертолета аналогична покупке самолета, при одном отличии: вертолеты регистрируются только в России. В остальном все так же, как и при покупке самолета. Проводятся консультации независимых специалистов по подбору вертолета, сравнительный анализ по вертолетам-"одноклассникам". Делается расчет стоимости эксплуатации вертолета в год. Предусматривается полный комплекс услуг по сопровождению покупки вертолета, организация финансирования и страхования, выбор авиакомпании, подбор персонала.
Кстати, за полное оформление всех необходимых документов, включая регистрацию вертолетной площадки, тоже придется заплатить. Как говорят, примерно около 6 тыс. долларов. К услугам клиентов предоставляются также курсы "вождения" вертолета, повышения квалификации и получение свидетельства пилота - около 18 тыс. долларов. Для тех, у кого нет места для "парковки" своего авиатранспорта, предоставляют возможность базирования и полного техобслуживания воздушной машины. Это, опять же как говорят, примерно 3 тыс. долларов в год. Получается, не дороже содержания хорошего внедорожника.
Впрочем, эксперты утверждают: активнее всего идут вертушки напрокат. Спрашивается, для чего? Набор почти стандартный: на рыбалку или охоту, для экскурсии или свадьбы. Цена аренды несопоставима с покупкой. Так, вертолет Robinson R44 с тремя пассажирами на борту может "налетать" один час всего за 23 тысячи рублей. На Bell 407 и Eurocopter AS 350 с пятью пассажирами счет идет от 16 600 рублей за полет от 20 минут.
Кстати
Научиться управлять вертолетом, оказывается, вполне по силам любому. Как рассказали "РГ", курс обучения управлению вертолетом позволяет получить с "нуля" необходимые навыки всего за 42 часа практических занятий. Стоимость одного часа обучения - примерно 19 600 рублей, полный курс - 823 200 рублей.