"О, какой-то музей разграбили!", - увидев живописную толпу на переходе, бросил прохожий. И был не прав. Музей, наоборот, создали. Кураторы Юрий Самодуров и Андрей Митинёв придумали "Кочевой музей современного искусства", который вышел на улицы Москвы в преддверии ночи музеев. Среди "кочевников" около 30 художников, от 70-летнего скульптора Игоря Иогансона до учеников художественных классов знаменитой школя Ямбурга. Все художники специально для акции сделали новые работы.
Во дворике в Бобровом переулке, откуда "кочевье" отправилось в путь по бульварам, можно было увидеть все работы разом. "Личный необитаемый остров" Валерия Корчагина, на котором высилась одинокая тряпичная пальма, соседствовал с "Ручной рыбой" на веревочке - рэди-мейдом от Витаса Стасюнаса, номинировавшегося на последнюю "Инновации"... Фанерная "Будка от Фаберже", покрашенная золотой краской и со стразами (объект Леонида Сохранского) впечатляла трансфомациями эстетики: гламура - в китч и собачьей конуры - в "золотые хоромы". Получился яркий пародийный образ - готовая декорация к балаганному спектаклю, героев которого каждый может придумать сам. Рядом с этими "примитивами" инсталляция "Интерактивная любовь" восьмиклассников Георгия Черникова и Анастасии Грибановой выглядела сверхсложным объектом. Один манекен, вроде тех, что встречаешь в витринах, был разделен пополам прозрачным пластиком. Правая часть представляла девицу в платье, другая - кавалера. Внутри полых фигур можно было прочесть обмен электронными посланиями. Обе половинки объединял компьютер...
Наконец, выйдя в Бобров переулок, процессия потянулась по тротуарам и бульварному кольцу к Московскому музею современного искусства на Петровке. "Кочевье" напоминало разом "парад искусств", вроде тех, что были популярны 1920-е годы, и бродячий театр. О параде заставлял вспомнить белый танк с надписью "Миру - мир!", в котором ехал школьник в шлеме, "маузер" из старых пустых чемоданов под названием "Компромат" (объект Алекссея Гариковичча и Сергея Прокофьева), а также развевающиеся прозрачные флаги с кружевными вышивками и строками стихов о том, что все должно быть "прозрачно" - экономика, политика, выборы, флаги, поэзии...
О театре напоминал объект Сергея Якунина "Происхождение мастера", посвященный героям повести Андрея Платонова. К нему уже на первом переходе бросилась фотографироваться девушка. На бульварах его снимали на мобильные все: прохожие, журналисты, дети, велосипедисты, водители джипов... Объект, сделанный мастером авторской книги, и впрямь впечатлял. Легкую тачку, от переднего колеса которой через веревочки-резинки в качестве передачи вертелось колесо фортуны с обрывками бумаги, украшал рожок. Рожок приводили в действие бумажные меха. С одного бока тачки крепились пассатижи, с другой - ножницы. Вся эта воздушно-музыкальная конструкция, несмотря на не внушающий доверия вид, оказалась устойчивой и вполне удобной в передвижении. Якунин, которого журналисты атаковали вопросами о "месседже скульптуры, которая идет на колесах", терпеливо рассказывал о Платонове, "Чевенгуре" и одном из его героев, мастере Захаре Павловиче...
Вообще, литературная тема оказалась в "кочевом музее" весьма востребованной. "Постель из роз" (она же кровать, перетянутая колючей проволокой) от Марины Звягинцевой перекидывала мостик к ложу из гвоздей Рахметова из романа "Что делать?". Красные воздушные шарики, пойманные в клетку, рифмовались с инсталляцией "Библиотека" (Марина Рагозина. Игорь Иогансон, Сергей Прокофьев), где грудная клетка поэта оказывалась вместилищем книг. В полой гипсовой фигуре поэта при желании можно было узнать Мандельштама. Страницы сделаны из дерева, краткие максимы, шутливые и печальные, вырезаны резцом: "Я в поле голову сложил - опять чужую", или "Жить надо снова, потому что жизнь прошла"... "Летопись временных лет" от Вики Ломаско - листы репортажа-комикса, совсем свеженькие, нарисованные на "Баррикадной" 18 мая, - заставляли вспомнить и летописи, и карикатуры в газете, и революционные "Окна РОСТа" от Маяковского.
У "кочевья" был даже свой "рояль в кустах". Рояль, правда, оказался старым пианино "Красный Октябрь", водруженным на платформу со стулом, закрытым рогожкой. Пианино было дееспособным - играть на нем вполне можно было. Волочить-везти - гораздо сложнее. Я была уверена, что оно останется на первом же переходе, не преодолев бордюра тротуара. Но не тут-то было. Оно доехало до Музея современного искусства на Петровке, преодолев Сретенский, Рождественский и Петровский бульвары...
Итог "кочевья" оказался ободряющим: выяснилось, что у современного искусства в городе нет проблем со зрителем. Были и зрители, и понимание, и общение... Что не менее приятно: не было проблем с полицией, благо акция была разрешена.