Производители Петербурга и Ленобласти инициируют программу "Здоровое молоко", чтобы привлечь внимание к проблеме качества продукции. Традиционный мониторинг качества в Петербурге выявил множество фальсифицированной молочной продукции на прилавках. Добросовестные производители сетуют: из-за большой доли подделок население все меньше доверяет им, и продажи падают.
Заведующая отделением петербургского Центра контроля качества Лариса Шаповалова рассказала, что по результатам недавнего исследования около 80 процентов образцов молочной продукции (молока, творога, сыров, мороженого, сгущенки) не соответствуют нужным физико-химическим показателям, около 30 процентов оказались фальсификатами с завышенным содержанием растительного жира, не заявленным на упаковке.
Специалисты, проводящие подобные исследования, рассказали, что как ни парадоксально, но одни и те же нарушители появляются в "черных списках" ежемесячно - их продукция не пропадает с прилавков. Свободный доступ потребителей к результатам мониторинга пока не приносит своих результатов - покупатели по-прежнему выбирают дешевые продукты в ущерб качеству.
Коммерческий директор петербургского молочного завода "Пискаревский" Георгий Житмарев рассказал, что в регионе производят действительно качественную молочную продукцию, но часто возникают проблемы с ее сбытом из-за недобросовестных конкурентов. По его словам, на крупных предприятиях региона более 90 процентов молока перерабатывается в настоящий высококачественный продукт. Все, что крупный производитель создает годами, вкладывая огромный труд в заботу о животных, закупку кормов и оборудования для получения натурального молока, сейчас оказалось под угрозой по разным причинам. В первую очередь эксперт отметил, что в последнее время началась настоящая информационная атака на молочные товары, подрывающая доверие к продукту в целом. Из-за "страшилок" о подделках дезориентированный потребитель перестает покупать молоко вообще. У него складывается ошибочное мнение, что сельхозсектор Ленобласти в упадке, и в регионе нет настоящего молока, а все наши предприятия делают свою продукцию только из сухих смесей.
Как рассказал представитель организации "Общественный контроль" Всеволод Вишневец, сейчас на прилавках магазинов фальсифицированная молочная продукция выкладывается рядом с натуральной, которая стоит дороже. Не видя разницы в составе, покупатель берет то, что дешевле. В итоге производители уже начали говорить об избытке натурального молока на рынке, так как людям проще купить дешевую подделку. Таким образом, одни производители сильно экономят за счет добавления растительных жиров, в то время как другие терпят из-за них значительные убытки. Подсчитать эти показатели еще никто не брался, однако по разным данным доля молочных фальсификатов на прилавках магазинов в среднем достигает 50-60 процентов.
- К такой ситуации приводит отсутствие реакции: проверки проводятся, имена производителей, фальсифицирующих молоко, уже давно названы, - пояснил Житмарев, - однако ничего не происходит. Все уже прекрасно знают, как выглядит, к примеру, злополучная сгущенка на искусственном молоке с крупной надписью "ГОСТ", и кто ее производит, однако воз и ныне там - она по-прежнему на прилавках. Информировать потребителя нужно более широко и активно, чтобы недобросовестные производители не имели шанса спокойно продолжать продавать свою продукцию.
Сказывается и несовершенство самой системы контроля, ведь о проверках положено извещать заранее, и мало в каком продуктовом магазине пренебрегают возможностью заранее подготовиться к визиту инспекторов. К тому же не секрет, что обойти Роспотребнадзор можно множеством путей. Например, после 17.00, когда проверки уже не проводятся, а наплыв покупателей в магазине нарастает, на прилавки выкладывается вовсе не то, что можно увидеть днем, - это как просроченные продукты, так и фальсификат.
- Ситуация не изменится, пока, кроме информирования покупателя, товар недобросовестного производителя не будет отделен на прилавках от качественного продукта, - продолжил Житмарев, - по федеральному закону он должен отличаться ценой (быть дешевле натурального), составом (указание наличия растительных компонентов) и названием (производители фальсификата не имеют права называть его молоком - это "молочный продукт").
Только при четком разграничении "дорого, но натурально" против "дешево, но некачественно" покупатель не будет обманут и сможет сделать осознанный выбор.
Всеволод Вишневец назвал главной проблемой то факт, что выбирает товар не столько покупатель, сколько закупщики в сетях, которые при возможности заработать на продукте любого состава в большинстве случаев выберут дешевый фальсификат.
- К сожалению, интересы бизнеса у нас пока ставятся выше здоровья населения, - рассказал эксперт, - конечно, любая крупная сеть рискует, покупая некачественный товар. Однако там работают грамотные товароведы, которые прекрасно знают, что внутри и как на этом заработать. Подделку никогда не выставят по одной цене с качественным товаром, и только по этому параметру его можно отличить, если состав на этикетке не вызывает подозрений.
Диетологи подтверждают, что сам по себе растительный жир не опасен, все дело в его качестве и количестве. Проверки показали, что недобросовестные производители, скрывающие этот ингредиент, как правило, используют в молоке самый дешевый, низкокачественный растительный жир, желая сэкономить еще больше. Вишневец пояснил, что поставки растительных жиров, в основном пальмового и кокосового масел, это обширный и прибыльный бизнес, который завоевывает все большую долю в российском пищепроме (уже около 30 процентов). На нем держится почти весь кондитерский сектор, его используют производители полуфабрикатов, колбас, молочных продуктов, так как его применение заметно удешевляет производство. В то же время множество крупных компаний тратят огромные деньги на поддержание качества производимой продукции из молока, боясь дискредитировать свой бренд подделкой. Поэтому, чтобы помочь покупателю выбрать качественный продукт вместо полного отказа от покупки молока, добросовестные производители намерены начать активную информационную кампанию "Здоровое молоко" по привлечению внимания к проблеме. Прежде всего, они будут информировать покупателей о магазинах и фирмах, продающих и выпускающих некачественный товар, а также добиваться ужесточения условий проверок.