Если судить по проекту основных направлений налоговой политики на 2013-2015 годы, минфин остался верен ранее взятому курсу на создание эффективной и стабильной налоговой системы, что должно обеспечить наполнение бюджета в течение достаточно длительного времени. И это означает, что налогоплательщиков освобождать от налогового бремени не собираются.
Льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, скорее всего, будут отменены. То же коснется и ограниченных в обороте земельных участков, предоставляемых в целях обороны, безопасности и таможенных нужд. Не решен только вопрос о сроках этой отмены, в связи с чем предлагается ввести поэтапное наращивание налоговых ставок по таким объектам с 0,4% в 2013 г. до 2,2% в 2019 г.
В 2012 году должны быть подведены итоги работ по проведению кадастровой оценки объектов капитального строительства, и в конце 2012 года уже запланировано внесение поправок в законопроект о налоге на недвижимость, после чего закон наверняка будет принят, и новая система налогообложения недвижимости начнет применяться, возможно, уже с 2014 года.
Также отменят пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, что должно исключить случаи необлагаемого налогом на прибыль дарения между коммерческими организациями, передаваемого участниками для формирования чистых активов организации. Запланировано внедрение механизма налогообложения нераспределенной прибыли иностранной контролируемой компании, которую финансисты рассматривают по сути доходом ее владельца. Для этого все налогоплательщики должны будут под угрозой штрафа сообщать обо всех своих иностранных аффилиатах. Каким образом ФНС будет проверять достоверность таких сообщений, совершенно не ясно.
НДПИ планируется сделать еще более эластичным к ценам (на газ, в частности) и к доходности добычи. Для трудноизвлекаемых запасов углеводородов хотят создать специальный налоговый режим.
Особого внимания заслуживают меры налогового стимулирования. В целях стимулирования модернизации производства планируется исключить из-под налогообложения налогом на имущество такое движимое имущество, как машины и оборудование. При этом налоговая база будет рассчитываться по кадастровой стоимости объекта недвижимости, а ставки налога смогут устанавливать региональные органы власти.
На финансовом рынке также ожидаются налоговые перемены. Планируется уточнить правила налогообложения операций с депозитарными расписками (именные эмиссионные ценные бумаги, не имеющие номинальной стоимости, удостоверяющие право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющие право ее владельца требовать от эмитента соответствующего количества представляемых ценных бумаг) и финансовыми инструментами срочных сделок (форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты и др.). Предполагается закрепить, что погашение депозитарных расписок и получение представляемых ценных бумаг не будет облагаться налогом на прибыль организаций. Также и убытки по финансовым инструментам срочных сделок, заключенных налогоплательщиком с иностранными организациями в соответствии с иностранным правом, будут учитываться при налогообложении прибыли.
Продолжатся намеченные ранее реформы специальных налоговых режимов. Патентная система УСН выделяется в отдельный самостоятельный режим, при этом с 2013 г. поднимаются показатели по ряду ограничений. Например, средняя численность наемных работников у предпринимателей может быть увеличена до 15 человек (вместо нынешних 5). Кроме того, можно ожидать некоторого повышения предельных показателей объемов выручки, выше которых УСН не применяется. Применение ЕНВД становится добровольным, а не обязательным, но с 2018 г. этот режим прекратит свое существование.
В части налогового администрирования ожидается введение обязательной досудебной процедуры для обжалования любых актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Сейчас таким образом обжалуются только решения по результатам проверок о привлечении к налоговой ответственности или отказа в таковом. Существующий сейчас порядок формально позволяет дважды обращаться в суд по обжалованию одного и того же такого решения: сначала требовать отмены непосредственно его самого, а затем - отмены решения вышестоящего органа по апелляционной жалобе. При этом обещают увеличить срок подачи апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца. Вероятно, что в этой связи придется соответствующим образом увеличить и срок вступления в силу такого решения. Кроме этого, предлагается ввести кассационное обжалование в ФНС (подобно судебным стадиям обжалования), что только дополнит возможные для применения судебные процедуры. Кроме того, налоговики, возможно, смогут получать от банков больше информации - в частности, об остатках на счетах и о наличии вкладов, в том числе и у филиц (не только предпринимателей).