Кубанские власти считают целесообразным вернуться к планам возведения насыпных островов в Черном море. Проекты создания искусственных территорий, заявленные крупными инвесторами пять лет назад и от которых отказались по различным причинам, будут постепенно разморожены.
Первый шаг в этом направлении - разработка совместно с Минтрансом РФ концепции развития яхтенного туризма в регионе, которая будет готова до конца года. По планам властей на Черноморском побережье должны появиться 11 марин (портов для яхт). Две из них в будущей олимпийской столице уже строятся.
Дополнительным драйвером послужил вступивший в силу новый федеральный закон, регулирующий создание искусственных территорий на находящихся в федеральной собственности водных объектах. Он позволит улучшить ситуацию.
По мнению экспертов, большая часть Черноморского побережья уже входит в сферу интересов того или иного инвестора и свободной земли там практически нет, а море пока не занято. Кроме того, по российскому законодательству участки в стометровой прибрежной зоне не могут стать частной собственностью, что таит для серьезных бизнесменов немалый риск. Другое дело - насыпные острова: закон не запрещает оформлять их в собственность.
За последнее время на Черноморском побережье планировалось создать как минимум четыре искусственных острова: в акватории Анапы, Темрюкского и Туапсинского районов, а также Сочи (Молодая Луна, Сакура, Хомар, остров Югра и другие). Официально не остановлен только один проект - остров Федерация (название связано с тем, что очертания береговой линии будут повторять контуры границ РФ), хотя его выполнение идет медленными темпами.
- Нельзя говорить, что эти проекты закрыты, - сказал корреспонденту "РГ" главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин. - Просто из-за финансового кризиса они не успели дойти до стадии полной проработки. Пока проекты строительства искусственных островов отложены. Но идея хороша сама по себе. Вплотную "островными проектами" мы займемся после сочинской Олимпиады. Думаю, значительно будут сокращены ранее заявленные масштабы. Влияние на экосреду больших сооружений непредсказуемы. Мы постараемся избежать ошибок Объединенных Арабских Эмиратов, которые, как я считаю, заигрались с искусственными островами. Их опыт скорее негативный, так как все сделано наспех. Необходимо все тщательно проработать, поскольку есть риск разрушить берег, нарушить экологию. Вместе с тем искусственные территории на побережье - это огромное благо.
Не секрет, что Краснодарский край испытывает острую нехватку пляжных территорий, которые в пик сезона перегружены в два-три раза. По словам руководителя департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгения Кудели, из 1200 километров кубанского побережья только около восьми процентов занимают благоустроенные пляжи (78 километров на Черноморском побережье и 17 - на Азовском). Строительство искусственных территорий (островов и полуостровов) подразумевает создание новых курортных территорий, в том числе и пляжных.
- Если говорить о перспективах, то вряд ли стоит ожидать появления первых искусственных островов в Черном море уже, что называется, завтра, - считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Вероятнее всего, что такие участки появятся лишь через два-три года. Хотя не исключено появление яхтенных портов на намывных территориях уже в самом ближайшем будущем.
Справка "РГ"
Естественных островов в Черном море крайне мало. Три наиболее крупных - Джарылгач, Березань и Змеиный принадлежат Украине. На территории России в Черном море есть несколько скал (Парус, Панагия), риф Трутаева и остров Утриш, в Цемесской бухте - Суджук, в Таманском заливе - крохотные острова Дзендзик, Крупинина, Лисий, Голенький, а также Утиные острова. В Керченском проливе - остров Искусственный.
В Азовском море России принадлежат Долгие острова, в Таганрогском заливе острова Черепаха, Песчаные, Ейская коса (по форме напоминает скорее атолл), в Ейском лимане - остров Зеленый, в Темрюкском заливе - Песчаный.