23.05.2012 21:27
Культура

Фильм "Отец солдата" стал цветным

Текст:  Валерий Кичин
Читать на сайте RG.RU

На экране идут знакомые кадры классического советского фильма "Отец солдата". Знакомые - и новые. Изображение стало кристально чистым, исчезло зерно, пропали царапины на пленке, а главное - фильм стал цветным.

Никогда не соглашусь с утверждением, что реставраторы портят нашу киноклассику. Они дают ей новую жизнь. Новейшая работа колоризаторов над "Отцом солдата" выполнена не только при согласии автора фильма Резо Чхеидзе, но и при его непосредственном участии: грузинский мастер тщательно следил за естественностью цвета и за тем, насколько цветовое решение эпизода соответствует художественной задаче. И я должен признать, что результат великолепен. Фильм не стал наряднее или гламурнее, как опасаются противники колоризации. Он стал реалистичнее. Возник эффект присутствия, которого черно-белое кино было лишено по определению.

Колоризованную советскую киноклассику на Каннском кинорынке представляет компания RUSCICO. Здесь фильмы Григория Александрова "Веселые ребята", "Цирк" и "Волга-Волга", "Подкидыш" Татьяны Лукашевич, "В бой идут одни старики" Леонида Быкова, "Офицеры" Владимира Рогового, "Три тополя на Плющихе" Татьяны Лиозновой, "Весна на Заречной улице" - тоже авторская колоризованная версия Марлена Хуциева. У наших старых, но по-прежнему любимых фильмов появился новый шанс быть открытыми новыми поколениями кинозрителей мира. Как мне рассказали на стенде RUSCICO, впервые за десятилетия к этим фильмам возник интерес дистрибьюторов: наша классика в свое время уже была в зарубежном прокате, и теперь у нее есть шанс вернуться в активный обиход нового поколения синеманов.

Ну, а беспокойство сторонников сбережения фильмов в их оригинальном качестве легко снять простейшим возражением: кто хочет, может по-прежнему смотреть черно-белые версии: на их сохранность никто не покушается. Нужно только отдавать себе отчет в том, что истинно авторских вариантов попросту не существует в реальности: все имеющиеся кинокопии спустя десятки лет непоправимо изъедены временем и менее всего способны передать замыслы режиссеров и художников картин. Непоправимо испорчены фонограммы - реставраторы их восстанавливают. Царапины и зерно делают детали изображения неразличимыми - реставраторы возвращают их зрителям. Так что ревнители неприкосновенности старых фильмов отстаивают, если вдуматься, то, что давно уже не существует. Конечно, они испытывают приступы ностальгии по волшебным мгновениям юности, когда при одном появлении нестойкого, чуть дрожащего и сильно размытого изображения на экране сердце сжималось в предчувствии чуда. Я эти чувства частично разделяю. Но беда в том, что новые поколения зрителей такую ностальгию просто не поймут. И будут правы.

Генеральный продюсер компании "Формула цвета", продюсер колоризации фильмов Игорь Лопатенок рассказал мне, что сейчас заканчивается работа над наиболее ответственным проектом: мы увидим в цвете фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".

- Мы прекрасно понимаем все сложности этого проекта. Цвет, например, часто разоблачает картон декораций - мы обдумываем, как этого избежать. Но сам Эйзенштейн был большим энтузиастом цвета в кино, писал об этом статьи и сам занимался попытками колоризации. Кроме того, это тот шедевр, который должны видеть новые поколения - а для них черно-белое кино как бы уже не существует.

Работа идет не только над изображением, но и над фонограммой картин. Звук большинства старых фильмов почти непригоден для восприятия сегодня. "Формуле цвета" уже удалось придать более или менее современное звучание музыкальным фильмам Григория Александрова "Веселые ребята", "Цирк" и "Волга-Волга", а случай с картиной Эйзенштейна особенно сложен: гениальная музыка Сергея Прокофьева на кинопленке практически не сохранилась. Ее и записывали тогда для фильма наспех, и аппаратура была устаревшая даже по тем временам. Поэтому разрабатывается вариант с новой записью музыки - во всеоружии всех современных технических средств.

От себя напомню опыт Берлинских кинофестивалей, где вошли в традицию гала-премьеры отреставрированных немых фильмов в сопровождении живого симфонического оркестра - так там прошли показы фильмов "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна и "Метрополис" Фрица Ланга. Попасть в залы было невозможно.

Игорь Лопатенок считает, что есть фильмы, рассчитанные на черно-белую графику - "Летят журавли", например. Их трогать нельзя. Но большинство картин снималось на черно-белую пленку просто потому, что цветная была дорога и дефицитна. Среди возможных новых проектов колоризации - "Весна" Григория Александрова, сказки Александра Роу, "Пятнадцатилетний капитан"…

А среди наиболее сенсационных международных проектов Игорь Лопатенок назвал совместную работу "Формулы цвета" с голливудской студией MGM: знаменитые "В джазе только девушки" Билли Уайлдера переводятся в черно-белый 3D! Получается очень стильно - заверил мой собеседник.

Наше кино