Самозахват земель и их стихийная застройка привели к тому, что вокруг столицы Киргизии возникли целые жилые массивы, чьи обитатели находятся под угрозой заражения сибирской язвой.
Люди возводят дома рядом с могильниками, где во времена СССР закапывали туши животных, пораженных опасной для человека болезнью.
Жители "экстремальных" поселений в ультимативной форме требуют узаконить свои дома. Перед столичными властями стоит дилемма. Если начать отселение из стихийных "новостроек", не миновать акций протеста. Однако идти у обитателей этих жилмассивов на поводу тоже нельзя.
Пока городские отцы ломают себе голову, кольцо домов вокруг очага сибирской язвы с каждым годом становится плотнее. Отчасти потому, что муниципалитет в свое время пошел на некоторые уступки и сократил радиус "зоны отчуждения" от километра до 250 метров. Однако нашлись застройщики, которые готовы жить еще ближе к скотомогильникам.
- Я здесь с 2005 года, - рассказала "РГ" обитательница жилмассива "Ала-Тоо" Аида Исмаилова. Ее дом расположен всего в 50 метрах от скотомогильника. - Есть люди, которые живут и по 10-15 лет. Вот там, где, говорят, сибирская язва, люди семечки сушат и дети играют. По праздникам там собираемся - и все нормально. Мы здесь на строительство столько израсходовали! Нам же государство все это не восстановит.
Как пояснила "РГ" заведующая отделом Центра госсанэпиднадзора Бишкека Айгуль Бейшеналиева, вокруг скотомогильников, а уж тем более на их территории, нельзя не только жить. Запрещено высаживать плодовоовощные и иные культуры, пасти скот. Вирус сибирской язвы очень устойчив к высокой температуре и охлаждению, он остается опасным десятки лет.
По информации отдела коммунальной гигиены Центра госсан-эпиднадзора Бишкека, ситуация близка к критической. Необходимо срочно привести в порядок бетонный саркофаг, который защитил бы людей и животных от опасной заразы. Спецкомиссия, образованная властями для решения вопроса о скотомогильнике в жилмассиве "Ала-Тоо", предлагает построить высокий бетонный забор. Ограждение, как предполагается, опояшет опасную зону, в которой останется сам саркофаг и территория в радиусе 70 метров. Жителей домов, которые окажутся в пределах огражденной зоны, будут переселять. Однако куда - местные власти пока не знают. После очередной волны самозахвата земель свободных участков под жилищное строительство в Бишкеке практически не осталось. Обитатели жилмассива, тем временем, проводят пикеты у здания госадминистрации. Они требуют оставить их в покое и разрешить и дальше жить в опасной зоне. К счастью, пока никто из них не заражен.
Схожая ситуация наблюдается и в регионах Киргизии. Согласно данным эпидемиологов, на территории республики насчитывается более 1200 почвенных очагов сибирской язвы. И только треть могильников обозначена предупреждающими знаками, а ограждено и того меньше. Вместе с тем, ученые каждый год выявляют в Киргизии новые очаги опасной болезни. А в прошлом году вспышка сибирской язвы поразила Араванский район Ошской области. К счастью, департамент ветеринарии успел принять меры, и вирус подхватили всего шесть человек.
Курман Мамбетов, главный специалист управления контроля и здоровья животных:
- Споры сибирской язвы могут сохраняться несколько десятков лет. В последнее время вспышки болезни участились. Два раза в год ветеринарные службы Киргизии проводят дезинфекционные обработки очагов и берут пробы грунта на активность вируса. Сегодня основным фактором распространения сибирской язвы является то, что в Киргизии привыкли забивать животных во дворе у дома, но это должно делаться в специально отведенных местах. Увы, все наши профилактические мероприятия с целью предотвратить это не помогают. Здесь необходим более конструктивный подход.