Минюст разработал законопроект, придающий юридический статус электронным документам.
Как сообщила президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова, подобный закон может быть принят уже осенью.
Инициативы могут иметь далеко идущие последствия. Цифровые свидетельства (будь то справки, доверенности) получат силу официальной бумаги. Занимаясь важными делами, человеку не придется возить с собой чемодан документов, достаточно будет предъявить в нужном месте айфон. В целом проект может стать первым шагом к созданию цифрового общества.
Легко представить: гаишник останавливает на дороге машину и просит водителя предъявить документы. А тот показывает мобильный телефон, ноутбук или айпад. На экране - пожалуйста - высвечиваются права, техпаспорт, полис ОСАГО. Цифровая подпись нотариуса подтверждает: документы верны. Гаишник берет под козырек и отпускает водителя.
Фантастика? Вот и нет: рассуждать так могут только безнадежно отставшие от жизни люди. В мире кое- где уже такое внедряют.
Наши проекты пока более консервативны, если руководствоваться понятиями XXI века, естественно. Минюст предлагает внести поправки в ряд законов, в том числе - "Об электронной подписи", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другие.
Проекты устанавливают правовой режим электронного документа, обеспечивают его юридическую значимость для судов, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде. В целом государственные органы должны признать цифровую бумагу за настоящий документ. Хватит смотреть на электронный файл косо, в некоторых случаях он не хуже бумаги с печатью.
Все сомнения должен отмести особый пункт, который предлагается записать в закон об информации: "Юридически значимый электронный документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным юридически значимому документу на бумажном носителе". Наверное, больше вопросов быть не должно.
По словам Марии Сазоновой, нотариат уже сегодня в экспериментальном порядке применяет новые технологии по электронному взаимодействию с различными структурами. Например, установлены прямые электронные каналы нотариусов со Сбербанком. Теперь любой нотариус, имеющий цифровую подпись, может запросить по сети в Сбербанке информацию о счетах умершего человека. Новый проект - оформление завещаний, удостоверенных капитанами находящихся в плавании рыболовецких судов. Любопытная деталь: в прошлом году на нотариальном семинаре в Германии юристы разных стран обсуждали, стоит ли признавать завещания, написанные, скажем, на обоях тонущей яхты. Вроде бы это не документ. С другой стороны, человек четко выразил свою волю в последние минуты жизни. Донести предсмертные распоряжения другим способом не было возможности. Ответа, как быть нотариусу в такой ситуации, международные эксперты не нашли. Зато проект российского нотариата решает проблему электронным способом: компьютер даже в море сохранит последнюю волю.
Также напомним, что в прошлом году были приняты два ключевых для цифровых документов закона. Первый - закон об электронной подписи - приравнял электронный документ к бумажному. Другой закон ввел государственные услуги в электронном виде. На федеральном уровне он уже работает. Внедряются электронные услуги и во многих регионах. У отстающих времени осталось мало. С июля положения закона становятся обязательными и на региональном уровне.