Фильм южнокорейского режиссера Им Сан-су "Вкус денег", одна из последних конкурсных лент этого года, подавалась фестивалем как новое оригинальное кино Востока и, вероятно, назначался стать одним из открытий Канна-2012.
Что по этому поводу сказать, не знаю. Вот вообразите, что вам прислали на диске фильм с Альфа Центавра. Вы сможете разобрать, что там всерьез, а что должно восприниматься как альфацентаврский юмор? И когда актеры ненатурально хохочут или неестественно взвизгивают - это они плохо играют, или, может, такие характерные повадки они зорко подсмотрели на улицах Альфы Центавры? Примерно то же самое с Южной Кореей - пока нам предлагали фильмы-экшн, было нетрудно понять, кого и зачем мочат, но вот - фильм, где все, на мой взгляд, совершенно всерьез, но все - за пределами добра и зла.
За пределами - богатство героя, магната Председателя Юна: наличными ассигнациями завалены все столы в некоем бронированном помещении. Обстановка его дворца по дизайну напоминает жилище другого магната, российского, в нашей антиутопии "Мишень" Александра Зельдовича. (Кстати, смотря здесь некоторые фильмы, ровно ничем не превосходящие ту же "Мишень", и даже ей уступающие, не могу понять, отчего наши картины так туго берут на фестивали).
У магната сын, дочка и супруга мадам Баек, местная Васса Железнова, держащая весь дом в ежовых рукавицах. Ее интересно играет знаменитая корейская актриса Юн Ю-юнг. Муж ее давно не прельщается ее увядшими прелестями, он открыто берет в любовницы девушку с Филиппин Еву. И мадам, естественно, бесится, нанимает для слежки за супругом личного секретаря - смазливого Юн-як (звезда нового поколения актеров Ким Кан-ву). Но вскоре сама начинает испытывать к юноше влеченье, род недуга - ее прельщает, как пишут в фестивальном буклете, витальность юности.
И вот с такой расстановки сил начинаются события, к которым невозможно относиться всерьез, но показаны они - на полном серьезе. Мадам Баек, рыдая от одиночества, насилует красивого юношу Юн-яка, и тот, после некоторого колебания, прельщается ее деньгами, но ненароком влюбляется в ее красивую дочку; магнат-председатель Юн предпочитает богатству свободу с Евой, но потом возвращается, и его любимая девушка с Филиппин таинственно умирает в бассейне. Потом уже помершего председателя-магната прямо в гробу трясет за грудки мадам Баек, требуя от мертвеца немедленно вернуть ей ее профуканную жизнь, лейтмотивом идет комната с наличными, которые быстро тают, в финале герои посещают знойные Филиппины, где гибнут от голода детишки Евы, и предлагают малолетней дочке взглянуть на мертвую маму, прямо под проливным дождем открыв крышку гроба. В качества некоего сюра мертвая с грохотом размежит очи, но что из этого произойдет, я не понял, потому что плохо знаю южнокорейских Гоголей.
А главное, я не понял, это комедия или что-то другое.
По интонации послания режиссера фестивалю могу предположить, что это все-таки ироническая комедия.
Вот это послание, проливающее свет на смысл картины, как его понимает автор:
"Нынешнего президента Южной Кореи часто сравнивают с Сильвио Берлускони, потому что сам президент - богатый человек, и обещает сделать всех граждан такими же богатыми. Но пока богатыми стали только некоторые его близкие приятели, а Корея серьезно страдает от проблем безработицы и экономического дисбаланса. Поэтому корейцы, богатые и бедные, помешаны на деньгах. И название фильма точно отражает смысл времени - по крайней мере, в Корее.
Я хотел вывести в фильме красивого молодого человека. Он обычный юноша, живущий в жадном обществе, и пытающийся дышать в нечистой атмосфере пропитанного коррупцией мира. И вы понимаете, что красивый молодой человек не может существовать без красивой любви. И он влюбится в Нами, красивую дочку магната, но вы должны понять, что такой неравный брак - это "миссия, которая невозможна".
"Вкус денег" - это фильм о вкусе власти, заставляющей всех склонять перед нею головы. Но от конфликтов между теми, кто уже обладает властью, и теми, кто к ней рвется, мир становится только опаснее.
В фильме "Вкус денег" я хотел вернуть классические характеры и эпос Шекспира и Бальзака. Хотел вернуть напряженную атмосферу Хичкока. Прошу прощения за то, что тревожу великие имена, но, честно, именно их образы приходили на память в период подготовки к фильму".
Как часто бывает, эти авторские тезисы, приведенные мною в сокращении, увлекают меня гораздо больше, чем сам фильм. Но, учитывая инопланетную природу картины, готов к любым, самым неожиданным решениям не менее растерянного, как я предполагаю, жюри.