28.05.2012 00:38
В мире

Рада отложила рассмотрение закона о языковой политике

Закон, расширяющий сферу применения русского языка на Украине, вновь отложен
Текст:  Павел Дульман (Киев)
Российская газета - Федеральный выпуск: №119 (5792)
Читать на сайте RG.RU

Тема русского языка на Украине опять развела по разные стороны баррикад украинских парламентариев.

Оппозиция в Верховной раде настолько не хотела рассматривать закон "Об основах государственной языковой политики", что решилась на рукопашную с авторами документа.

В самой блокаде трибуны и последовавшей силовой попытке ее разблокирования нет ничего примечательного - украинские депутаты к рукоприкладству склонны и привычны. Да и вряд ли что-то может затмить массовое побоище при ратификации так называемых "Харьковских соглашений" два года назад. Напомним, речь шла о пролонгации пребывания Черноморского флота России в Крыму в обмен на снижение цены российского газа для Украины. Но если тогда победу праздновала Партия регионов, то на этот раз оппозиции удалось провалить рассмотрение "языкового закона", против которого из колонии выступила отбывающая наказание экс-премьер Юлия Тимошенко. Впрочем, как тогда, так и сейчас, серьезных увечий народные избранники не получили - все ограничилось легкими ушибами и отдельными рассечениями.

Неоценимую помощь оппозиционерам, не желавшим расширения прав русского языка, в этот раз оказал спикер Рады Владимир Литвин. Он в нарушение регламента закрыл заседание до окончательного рассмотрения вопроса. А еще до начала работы депутатов выступил категорически против принятия документа. Более того, увидев, что примирение сторон невозможно, Литвин предложил Раде самораспуститься. Впрочем, на Украине это запоздалое прозрение спикера вызвало у народа только усмешку: очередные выборы и без того пройдут через полгода.

Сам ход рассмотрения закона, который, к слову, находится на рассмотрении украинского парламента без малого два года, а также отдельные детали парламентской драки, позволили украинским наблюдателям заподозрить обе стороны конфликта в неискренности и наигранности. "Политики из разных лагерей на фоне предстоящей избирательной кампании демонстрируют электорату свою принципиальность", - такова общая тональность последовавших комментариев. Эта точка зрения объясняется тем, что якобы у Партии регионов и без драки не было достаточного количества голосов для принятия закона.

Впрочем, с такими оценками не согласен один из разработчиков законопроекта, депутат Верховной рады от Партии регионов Вадим Колесниченко. "Голосов у нас было достаточно. Если бы оппозиция не знала об этом, она не устраивала бы драки, - разъяснил "РГ" ситуацию украинский политик. - Мы просто имеем дело с отголосками идей украинского фашизма, которые, как оказалось, близки многим нашим коллегам, хотя они об этом публично и не говорят. Но, судя по их поведению, русофобия - это принципиальная позиция. Иначе они хотя бы вышли с нами на диалог. Но ни одного, подчеркиваю, ни одного письменного предложения или поправки к закону, одобренного, к слову, Венецианской комиссией, мы от них не получили. В сессионном зале они говорили о чем угодно, кроме самого текста законопроекта", - рассказал Колесниченко.

При этом сам по себе закон "Об основах государственной языковой политики" не содержит слов "двуязычие" и, более того, постулирует монопольное право украинского языка называться государственным. Сфера применения русского языка (образование, СМИ, судопроизводство, документооборот), а также других языков "национальных меньшинств" в соответствии с документом будет расширяться только в границах компактного проживания этих самых "меньшинств". Однако применительно к русскому языку это почти две трети областей.

"Закон и так половинчатый. В нем нет и намека на государственное двуязычие. В нем идет речь о неотъемлемом праве человека жить в родной языковой среде. По большому счету, это закон о защите государственного языка, а не о его гибели, как заявляют наши оппоненты. Впрочем, учитывая стилистику дискуссии оппозиционеров, оппонентами их назвать сложно. Равноправный диалог с фашистами невозможен", - объяснил Колесниченко.

Украина