Как только на улице становится жарко, люди вспоминают про мороженое. Впрочем, есть любители холодного десерта, которые про него не забывают никогда, даже зимой.
Оборот мирового рынка мороженого оценивается примерно в 50 млрд долларов в год. Почти половина мирового рынка приходится на США, и этот показатель стабильно растет. Американцы любят, покупают и хранят дома мороженое в больших количествах. Мороженое входит в обязательный рацион американских солдат, в каждой дивизии имеется мобильная фабрика мороженого. Среднегодовое потребление мороженого на душу населения в России не превышает трех килограммов, тогда как средний европеец съедает 12 килограмм, а американец - 25 килограмм мороженого.
В советское время, из-за недостатка кондитерских изделий, мороженое у нас особенно ценилось. Сейчас на рынке множество всяких лакомств. И все же люди охотно покупают "ту самую" лакомку, эскимо или пломбир. Это относится к одной из особенностей российского рынка. Еще одна особенность - высокая доля "импульсных" покупок, вызванная культурой потребления мороженого непосредственно на улице. Это не присуще европейским странам, что объясняет незначительный объем продаж "семейных" упаковок.
Для рынка мороженого в России характерны те же проблемы и особенности, что и для всей продовольственной отрасли: укрупнение производителей и торговых сетей, низкая рентабельность, высокая конкуренция на рынке. Тенденция к слияниям и поглощениям значительно усилилась в последнее время.
Сегодня в России насчитывается около 250 производителей мороженого. В последние годы в число лидеров выбиваются новые частные предприятия. Компания "Инмарко" производит примерно 50-55 тыс. тонн мороженого в год, ее доля на рынке составляет 12%. Далее следует компания "Талосто", которая производит около 45 тыс. тонн. На третьем месте "Русский холод" - 35-40 тыс. тонн. Крупными производителями также являются компании "Нестле" - 20 тыс. тонн, "АйсБерри" - 15-20 тыс. тонн, "Челны-Холод" - 11 тыс. тонн, "Хладокомбинат N 3", "Петрохолод". Эти компании являются лидерами отрасли и производят 50-60% от всего объема продукции, который составляет 360-400 тыс. тонн в год.
Присутствие на рынке товаров-заменителей побуждает производителей мороженого расширять ассортимент, искать новые формы продаж. Сейчас все более растет производство мороженого в крупной фасовке: в лотках, ведерках, в виде тортов, то есть продукции для потребления дома. Происходит наращивание высокодоходных групп, расширяется сегмент продукции с пониженным содержанием жиров и сахара, а также обогащенной функциональными добавками (витаминизированной, йодированной и т.д.). Большое влияние на состав и качество продукции оказывает растущая ориентация населения на здоровый образ жизни.
Для привлечения покупателей большинство предприятий практикует выдвижение на рынок мороженого все новых и новых видов продукции. Такой подход приносит кратковременный эффект, но сдерживает появление широко известных брендов. Несмотря на сложности реализации и другие проблемы, производство мороженого в России увеличивается. Однако многочисленные препятствия сдерживают приток инвестиций.
По словам президента Союза мороженщиков России Валерия Елхова, одна из главных проблем отрасли - это комплексная отсталость оборудования. В стране не осталось ни одного предприятия, которое выпускает холодильное оборудование. Технологии, к сожалению, тоже утеряны. В России насчитывается 163 хладокомбината, и большинство из них находятся в плачевном состоянии.
Вторая проблема - это высокие ввозные таможенные пошлины на ингредиенты. Большинство из них не могут производиться в России. Например, какао. Три года назад мороженщики с кондитерами добились снятия пошлин на какао-порошок. Однако в отношении какао-бобов они до сих пор действуют. То же самое касается и растительных жиров.
Третья проблема - это упаковка. Фольгу мороженщикам приходится закупать за рубежом, несмотря на то,что она производится в России. В конечном итоге все это отражается на цене продукта и кошельке покупателя.
Валерий Елхов считает, что существует и проблема рентабельности. Дело в том, что в свое время этот продукт позиционировался как детский и дешевый. А это не так. И сейчас у нас рентабельность производства лучших предприятий составляет всего 5 - 6%. 20 лет назад отрасль производства мороженого была одна из самых высокодоходных, и инвесторы не боялись в нее вкладываться. Однако сейчас ситуация изменилась, и в конкуренции с параллельным ассортиментом снеков мороженщики проигрывают.
Тем не менее на рынке мороженого сложилась стабильная тенденция роста цен. За последние пять лет цена производства мороженого увеличилась более чем на 70%. Прирост за последний год составил 3,2%. Значительное удорожание производства мороженого - следствие роста цен на молочное сырье и ограничение использования тропических жиров. Рост цены производства ведет и к повышению потребительских цен на мороженое. В 2011 году мороженое подорожало на 13,7%.
Еще одна проблема связана с введением технического регламента на молоко и молочную продукцию. Точнее, трудности в терминологии. Поскольку если читать буквально, то мороженое - это то, что включено в регламент. А что не включено - то не мороженое. А включены две группы: это мороженое на молочной основе и молокосодержащее мороженое с растительными жирами, которое вообще хотят называть не мороженым, а мелорином.
Борьбой с использованием растительных жиров в молочном производстве активно занимаются молочники.
- Конечно, продукты из растительных жиров - это не отрава, - говорит председатель Общественного совета при министерстве сельского хозяйства Андрей Даниленко. - Если человек хочет приобрести продукт из пальмового масла - пожалуйста, но покупатель должен иметь право выбирать - купить ему продукт из пальмового масла, сбалансированных жиров или из молока. К тому же пальмовое и кокосовое масло - это достаточно тяжелый продукт, и если за рубежом такое масло хотя бы сбалансированно смешивают с животными жирами, то у нас часто используют в чистом виде. А это, мягко говоря, не полезно. Кроме того, нарушается принцип честной конкуренции - нечистые на руку производители получают продукт на 20-40% дешевле, а продают его под тем же названием, что и их добросовестные конкуренты.
Для мороженщиков растительные жиры тропического происхождения очень важное сырье. Они долго шли по пути замены животных жиров на более легкие растительные. Такова мировая тенденция, и идти вспять мороженщики не хотят.
Недавно они направили в правительство обращение в связи с негативным влиянием на предприятия отрасли изменений, вводимых в Технический регламент на молоко и молочную продукцию. Изменения касаются применения термина "мороженое". Руководители ведущих компаний отрасли считают, что нужно обсудить назревшую проблему. В качестве решения предлагается внести изменения в термин "мороженое" и придать белорусскому стандарту "Мороженое" статус межгосударственного стандарта.
Особенностью рынка мороженого в России является направленность на внутренний рынок и невысокий внешнеторговый оборот: импортная продукция занимает не более 2% рынка. Доля товаров, идущих на экспорт, тоже невелика.
Более двух третей общероссийского производства мороженого приходится на три федеральных округа: Центральный, Сибирский и Приволжский. При этом лидер по объему производства в ЦФО - Московская область, в СФО - Омская область, в ПФО - Нижегородская область. После жаркого лета 2010 года и роста рынка на 12% в натуральном выражении в 2011 году зафиксирован прогнозируемый спад. Производство мороженого в 2011 году сократилось на 15,6%.
Несмотря ни на накопившиеся проблемы, ни на рост цен, эксперты прогнозируют увеличение производства и потребления мороженого на ближайшие годы. По прогнозу компании "Экспресс-Обзор", до 2016 года рынок мороженого может вырасти более чем на 20% по отношению к 2011 году.