В Петербурге прошла выставка "Таможня Северо-Запад: ВЭД, транспорт, логистика".Главное, что сейчас обсуждают в таможенной сфере - это новые условия работы в рамках ВТО и технические нововведения, которые скоро станут обязательными.
Уже 17 июня этого года процедура предварительного информирования станет обязательной для всех участников внешнеэкономической деятельности. А пока первым шагом на Северо-Западе в этом направлении стал эксперимент на Кронштадтском посту Балтийской таможни, где начала работать система заблаговременного получения информации - сейчас там отрабатывают технические и правовые аспекты нововведения применительно к грузоперевозкам по воде. Начальник отделения по внедрению перспективных таможенных технологий СЗТУ ФТС Станислав Шкленский рассказал, что таможенные органы Северо-Запада провели огромную подготовительную работу, чтобы адаптироваться к новым экономическим условиям - прежде всего к вступлению в ВТО. Доля автоматизации пунктов пропуска увеличилась с 74% в 2011 году до 92% к маю этого года.
Автоматизация системы таможенной деятельности стала закономерным ответом на современные требования к таможенной сфере. С увеличением товарооборота между странами ребром встает вопрос сокращения времени таможенных процедур, быстрого и четкого оформления документов без проволочек.
- Переход на новую систему работы в итоге поможет повысить уровень экономической безопасности государства, - пояснил руководитель проектов компании по информационному оснащению таможенных органов Игорь Титов, - создаст возможность прогнозирования загрузки таможенных пунктов пропуска и равномерного распределения поток грузов.
В ускорении таможенного оформления заинтересованы и финны - товарообмен между странами растет из года в год, и его нужно поддерживать, однако одной автоматизацией и электронным документооборотом всех вопросов не решить. "При всем нашем взаимном стремлении к усовершенствованию работы таможенных органов, есть вещи, над которыми обеим сторонам еще работать и работать, - рассказал советник по таможенным вопросам при посольстве Финляндии в России Анти Ниссинен, - это прежде всего очереди. В этом отношении потребуются одинаковые меры по обе стороны границы - от реконструкции существующих и создания новых пунктов пропуска до развития инфраструктуры, внедрения информационных технологий и повышения квалификации персонала".
Вторая проблема, о которой рассказал господин Ниссинен, - это цикличность грузоперевозок между нашими странами - транспортные потоки идут волнами, а не равномерно. К сожалению, это обусловлено не зависящими от таможни причинами - графиками прибытия в финские порты крупных грузовых судов, а также циклами ведения бизнеса, сроками производств и поставок. Эту ситуацию таможням остается воспринимать как вызов и разрабатывать оптимальный механизм работы в таких условиях.