29.05.2012 00:41
Экономика

"Большая Москва" испытывает проблемы с инженерной инфраструктурой

По темпам строительства метро нашу столицу опережает только Шанхай
Текст:  Анна Гараненко
Российская газета - Столичный выпуск: №120 (5793)
Читать на сайте RG.RU

В минувшие выходные состоялся третий по счету семинар для участников международного конкурса идей по расширению Москвы. Напомним, всего таких семинаров до конца лета пройдет шесть, и посвящены они трем темам: московской агломерации, присоединяемым с 1 июля территориям и новому федеральному центру. Эксперты рассказали о трех проблемных сюжетах: транспорте, инженерных сетях и историческом наследии.

Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн подтвердил, что присоединяемые территории планируется соединить со "старой" Москвой ветками метро - в проекте развития транспорта на юго-западе заложены две новые линии. Правда, когда дойдет до дела, это может оказаться уже не метро, а совсем другой вид транспорта.

- Существующие линии наращивать нельзя - уже сейчас 90% линий метрополитена перегружены, система работает на пределе и дополнительных нагрузок не вынесет, - рассказал Крестмейн. - Нужно создавать принципиально новый контур - кольцо с отходящими от него новыми линиями. Нужно интегрировать метро и железную дорогу, чтобы они работали вместе. Пассажир может вообще не знать, на чем именно он едет - один билет, одни рельсы, высокая скорость. Кстати, и монорельс можно было бы использовать в этой системе - не обязательно его разбирать. Сегодня Москве жизненно необходимо удвоение линий метро. В планах строительство по 15 км новых линий в год - неслыханные темпы. Выше только в Шанхае (китайцы строят по 20 км в год). Кстати, международные эксперты часто не верят, когда мы говорим, что в Москве из 8 млрд пассажиров только около 2 млрд перевозит индивидуальный транспорт - остальное общественный. Главная задача с точки зрения присоединенных территорий в том, чтобы сохранить и улучшить это соотношение.

Пожалуй, самой серьезной проблемой прирезанных территорий можно считать инженерную инфраструктуру. Как рассказала эксперт НИиПИ Генплана Галина Мароховская, главная трудность - нехватка воды. Водоносные горизонты за много лет эксплуатации почти истощены, воды мало, а качество ее оставляет желать лучшего. Систем центральной канализации практически нет. Не менее плачевно обстоят дела и с электроэнергией - на территории нет электростанций, ближайшие - Калининская и Смоленская, откуда и планируется получать энергию. Но для этого придется построить более 20 центров питания и огромное количество ЛЭП.

На теме исторического наследия приунывшим было участникам удалось немного перевести дух: с чем в Подмосковье все в порядке, так это с памятниками. Исторических ценностей самого разного калибра - от монастырей и кремлей до парков и городищ - здесь более 6,5 тысячи. Наиболее ценные города - Коломна, Зарайск, Сергиев Посад, Звенигород, Волоколамск, Истра, Серпухов. Правда, большинство объектов наследия государством не охраняются - на присоединяемых территориях охранные зоны установлены не более чем для 10% памятников. И здесь, как пояснила эксперт НИиПИ Генплана Елена Соловьева, главное, чтобы расширяющийся город "не подавил историко-культурные пространства".

Свои предложения о том, как обустроить Москву вместе с прирезанным куском земли, конкурсанты представят в июне.

Инфраструктура Москва Столица