29.05.2012 00:20
Экономика

Ежегодный рост рынка музыкального оборудования составляет 30 процентов

Ежегодный рост рынка музыкального оборудования составляет 30%
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №20 (849)
Читать на сайте RG.RU

Общий объем российского рынка музыкальных инструментов и оборудования оценивается в 450 млн долларов. И этот рынок очень быстро растет. Об этом говорили участники первой в России Международной выставки музыкальной индустрии NAMM Musik Messe Russia-2012.

Генеральный директор компании организатора выставки "Мессе Франкфурт Рус" Ойген Аллес объяснил, почему в этом году выставка проводится в Москве: российский рынок потенциально является одним из самых крупных в Европе, о чем свидетельствует стабильный рост индустрии в течение последних лет, развитая музыкальная культура страны, большое количество театров, концертных залов и культурных центров. Россию на выставке представляли около 30 фирм, в числе которых лидеры рынка: Arsenal Music, Artimusic, Dynatone, InSide, MixArt, Roland Music, SMS pro, Yamaha Music Russia и другие.

Ежегодный рост рынка музыкальных инструментов в России, по данным агентства "Бизнес Монитор", составляет 20-30%. Это позитивная тенденция. В США средний показатель годового роста, по данным Retailer Owner Institute, составляет 5%.

По словам экспертов компании A&T Trade, на Западе рынок музыкальных инструментов традиционно делится на два сегмента: контрактный (продажа стационарного оборудования для развлекательных комплексов) и розничный. Рынки США и России похожи по структуре ассортимента. Его основу в музыкальных магазинах обеих стран составляют гитары и аксессуары к ним. На эти наименования в России приходится 35-40% продаж (в США - 25% продаж); по 10-12% занимают барабаны, микрофоны и клавишные.

В США на любителей приходится 50% оборота магазинов музыкального оборудования. Сейчас, по оценке генерального директора сети "МузТорг" Дмитрия Кузнецова, клиенты розничных магазинов в среднем в год делают покупки на $500 (50% клиентов приходят в магазин неоднократно). По данным исследований "Бизнес Монитор", целевая аудитория музыкальных магазинов России за последние пять лет выросла с 1% до 3-4% от населения.

Эксперты отмечают, что кризис 2009 года существенно затормозил развитие рынка, однако не заморозил его. По мнению руководителя направления маркетинга гитар и ударных компании "Ямаха мюзик" Петра Симченко, кризис убрал с рынка небольших игроков, но также освежил рынок: "Покупатели стали более требовательными, они стали подбирать более качественные инструменты".

Одна из особенностей рынка - сезонность, которая различна для отдельных сегментов данного рынка. Так, например, перед новым годом возрастает спрос на световое и звуковое оборудование, летом на акустические гитары, в сентябре на электрогитары и так далее.

"В последние годы более популярными стали электронные барабаны, - отметил Петр Симченко. - Это связано с тем, что они просты в обращении и доступны. Рынок акустических барабанов становится меньше из-за высокой конкуренции. Хорошая барабанная установка может служить музыканту долго, ее не нужно ежегодно менять, поэтому рынок пресыщается".

"Происходит смещения интересов в сторону электронных музыкальных инструментов, наблюдается заметное повышение спроса на DJ-оборудование, - отмечают эксперты агентства "Бизнес Монитор". - Доля этого направления выросла более чем в два раза за последние полтора года".

Генеральный директор компании "Динатон" (сеть музыкальных инструментов для начинающих) Арамаис Калтахчан отметил, что сегмент музыкальных брендов для начинающих зависит от демографической ситуации: "Меньше людей будут приходить в музыкальные школы, соответственно меньше спрос будет на музыкальные инструменты".

Эксперты также отмечают, что рынок в крупных городах и в регионах сильно отличается. Так, в городах-миллионниках спрос выше на более дорогое оборудование и инструменты, для небольших регионов даже скрипка за 2,5 тыс. рублей - это дорого.

Российский рынок музыкальной розницы состоит из крупных игроков ("МузТорг", "Динатон", "Аккорд", "Музыкальный арсенал"), которые занимают 50% рынка, а также интернет-магазинов и небольших региональных компаний.

По данным "Бизнес Монитор" за последние пять лет на российском рынке сильно возросло число интернет-магазинов, предлагающих инструменты и оборудование различных ценовых категорий и брендов. Продукция магазинов такого формата находит своих потребителей, но большая часть покупателей предпочитает перед покупкой опробовать непосредственно приобретаемый инструмент. Для привлечения таких потребителей некоторые музыкальные магазины делают специально оборудованные звукоизолированные комнаты для "примерки" (опробования) инструментов и оборудования.

По мнению менеджера по работе с артистами компании A T Trade Тимура Исмайлова, повышает лояльность к бренду работа с артистами. "Когда артист начинает играть на ваших инструментах, вы получаете дополнительную рекламу, доверие публики и гарантию того, что артист не будет играть на оборудовании других фирм, - объяснил Тимур Исмайлов. - Три основных направления - работа с российскими артистами, российскими группами и мировыми артистами. Главный формат сотрудничества - мы предоставляем артисту оборудование, инструменты, он играет на них, логотипы брендов присутствуют на афишах, постерах, в СМИ".

Говоря о перспективах развития рынка музыкальных инструментов, эксперты отмечают, что в России он будет продолжать развиваться. Естественно, на эти процессы будет оказывать влияние экономическая ситуация, складывающаяся в стране, напрямую влияющая как на развитие музыкальной культуры потребления, так и на доходы населения. Улучшение состояния отраслей потребления будет способствовать постепенному росту спроса на музыкальные инструменты и оборудование высокой ценовой категории, что благоприятно скажется на развитии рынка и приведет к увеличению импорта. При этом нужно отметить, что наиболее благоприятными регионами по-прежнему остаются крупные мегаполисы, центры федеральных округов, где уровень жизни существенно выше.

Товары и цены