30.05.2012 00:08
Культура

В Петербурге стартовал международный фестиваль "Звезды белых ночей"

"Звезды Белых ночей" презентовали новые "горизонты"
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №121 (5794)
Читать на сайте RG.RU

Старт юбилейных, двадцатых "Звезд Белых ночей" оказался заметным не только громкой Мариинской премьерой "Бориса Годунова" в постановке Грэма Вика и Валерия Гергиева, но и серией менее публичных презентаций, каждая из которых имела стратегический смысл "новых горизонтов".

Буквально с афиши фестиваля "Новые горизонты" - проекта современной музыки, являющегося уже пять лет частью жизни Мариинки, Валерий Гергиев и открыл презентацию юбилейных "Белых ночей", обозначив их актуальный музыкальный рельеф.

Валерий Гергиев: Публика почти не знает композиторов, которые будут звучать в рамках "Новых горизонтов". И для меня важно, чтобы сочинения Александра Раскатова, Валентина Сильвестрова, Александра Кнайфеля, Николая Корндорфа, Бориса Тищенко, Софии Губайдулиной, других были исполнены. В этом году мы широко представим творчество Раскатова: российскую премьеру его "Сна в летнюю ночь", мировую премьеру сочинения, заказанного Мариинским театром, "Три ангела пели", его оркестровую версию "Песен и плясок смерти" Мусоргского и другие.

Среди самых неожиданных проектов нынешних "Звезд" премьера сценической версии "Реквиема" Верди в постановке Даниэле Финци Паски. Как вообще заупокойная месса может стать объектом театрализации? По слухам, на сцене Концертного зала будут летать духи в белых одеждах.

Валерий Гергиев: Реквием - это огромное субъективное духовное пространство, мир фантазии, страха, надежд. Мы никогда не знаем, что происходит за чертой, что отделяет жизнь от смерти. Мы и не должны этого знать. Но композиторам разрешается говорить на эту тему. Верди, Моцарт, Брамс - каждый из них говорит своим музыкальным языком. "Реквием" Верди некоторые считают лучшей его оперой. А у нас есть прекрасные исполнители: Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков. Что касается Финци Паска, то он пришел в оперу через грандиозную церемонию закрытия Олимпиады в Турине, продолжая потом свою работу в цирке дю Солей в Канаде. Он поставил "Аиду" в Концертном зале Мариинки год назад, и зал до сих пор переполнен на этом спектакле.

По поводу главной фестивальной премьеры - новой постановки "Бориса Годунова" в авторской версии Мусоргского, вызвавшей у публики бурные ассоциации с современными политическими реалиями, худрук Мариинки заметил:

- Это прозвучит, может быть, странно, но я не особенно интересуюсь политикой. Меня скорее интересует, как политическая жизнь в нашей стране будет тормозить или, наоборот, возрождать, расширять какие-то здоровые процессы. "Бориса Годунова" сегодня действительно можно приблизить к новостным передачам. И хотя я не считаю, что это необходимо, но у хорошего художника на таком пути может быть острый и убедительный результат. Новый "Борис" поставлен видным английским режиссером, и это его точка зрения на Россию, которую он воспринимает из исторических трудов, из новостных западных источников. Наши представления о России могут быть другие. Но вводить в спектакль цензуру - это не то, чем должен заниматься Мариинский театр.

Премьера "Бориса" на "Белых ночах" символически совпала с презентацией в Мариинском театре программы знаменитого летнего Эдинбургского фестиваля, который пройдет в столице Шотландии с 9 августа по 2 сентября. В прошлом году Гергиев стал его почетным президентом. Как заметил арт-директор Эдинбургского фестиваля Джонатан Миллс, карьера Гергиева в Великобритании началась именно в Эдинбурге, когда труппа Кировского театра показала историческую "Хованщину" Мусоргского и исполнила все его оперные партитуры. Представляя программу 2012 года, г-н Миллс выделил "русские" позиции афиши: спектакль Мариинки "Золушка" Прокофьева в постановке Алексея Ратманского, программа Гергиева с Лондонским симфоническим оркестром (все симфонии Брамса), выступление Владимира Юровского с Лондонским филармоническим оркестром, спектакль Дмитрия Крымова

"Сон в летнюю ночь" . В афише-2012 представлены также постановки Прельжокажа, Арианы Мнушкиной, Тадаши Судзуки, спектакли Королевского Шекспировского театра. Кроме того, в Национальном музее Шотландии откроется совместная с Эрмитажем выставка "Екатерина Великая: просвещенная императрица". Масштабы Эдинбургского фестиваля организаторы предложили оценить в цифрах: на Олимпиаде в Лондоне выступят 15 000 спортсменов, а в Эдинбурге - 25 000 артистов.

Валерий Гергиев: Фестиваль в Эдинбурге поражает не только количеством артистов и событий высокого уровня, но и своей атмосферой. Создается впечатление, что ничего больше в городе не происходит, кроме фестиваля. Зато у нас в Петербурге есть природное явление белых ночей, которое нигде в мире не отражается в такой красоте. И концерты, спектакли нашего фестиваля еще одна часть этого общего грандиозного явления. У "Звезд белых ночей" прекрасное будущее. Мы в эти дни провели первую публичную акцию - концерт в еще недостроенном театре Мариинка-2 для почетных граждан Петербурга. Меня радует быстрый рост нового театра, и я надеюсь, что Петербург и Россия получат культурный комплекс, достойный любой столицы мира. Тогда и жизнь города, и нашего Мариинского театра обретет новые горизонты.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад