30.05.2012 00:50
Власть

Верховный суд рассмотрел правила экстрадиции

Верховный суд России разъяснит правила экстрадиции
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №121 (5794)
Читать на сайте RG.RU

Вчера пленум Верховного суда России рассмотрел проект постановления об экстрадиции.

Одно из принципиальных положений: наша страна не должна выдавать людей туда, где им грозят пытки.

Как сообщил вчера судьях-докладчик, Верховным судом России подготовлен список докладов международных организаций за 6 лет, где перечисляются неблагополучные с точки зрения пыток страны. В перечне Верховного суда есть в том числе доклады комитета ООН против пыток, Европейской комиссии по предупреждлению пыток и другие. Список должны будут изучить все люди в мантиях, рассматривающие подобные дела.

Судья-докладчик Владимир Микрюков отметил значительную роль вопросов экстрадиции в международных отношениях. "Несмотря на то, что эти вопросы не занимают значительного места в судебной практике, однако приобретают особое значение в условиях глобализации, миграции населения и роста транснациональной преступности, - сказал он. - Как следствие, возрастает количество международных договоров Российской Федерации, направленных на международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, позволяющее обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания, а также социальную реабилитацию осужденных лиц".

По его словам, цель проекта постановления пленума - обеспечение единства судебной практики и устранении проблем, возникающих при разрешении вопросов, по которым имеется противоречивая позиция. Кстати, за четыре года число материалов по экстрадиции, рассмотренных российскими судами, выросло более чем в два раза. Если в 2007 году было рассмотрено 246 подобных дел, то в прошлом году в суды рассмотрели уже 518 таких дел.

Вопрос об экстрадиции возникает в двух случаях. Первое: когда человек за границей обвиняется в каком-то преступлении, но каким-то образом оказался в России. Второе: чужой гражданин совершил какое-то преступление у нас, был осужден, но хочет отбывать наказание на своей родине. Во всех случаях речь идет об иностранцах, своих граждан Россия не выдает.

Однако от того, как мы будем отвечать на запросы об экстрадиции, зависит и ответное отношение иностранных государств. В политике тоже важна взаимность.

А у наших правоохранителей часто возникает потребность "выписать" того или иного доморощенного преступника из чужой страны.

Когда речь касается обвиняемых в преступлениях, есть несколько принципиальных моментов. Главное, человеку не должна грозить смертная казнь. У нас людей не расстреливают и на расправу в другие страны тоже не выдают. Еще один момент: преступления, в которых обвиняют человека, должны считаться таковыми и у нас. Судья-докладчик привел в пример Канаду, где существует, скажем, статья за двоеженство. Российский Уголовный кодекс за это не наказывает. Так что если гипотетический канадский двоеженец окажется у нас, скрываясь от преследования на родине, мы его выдавать не должны.

С другой стороны, судьи не должны проявлять и особого формализма, сравнивая чужие и наши преступления. Например, в Киргизии есть статья, карающая за хищения скота. У нас такой статьи нет, в Уголовном кодексе записано просто "хищения". Здесь придираться не надо, понятно же, что по сути речь об одном и том же.

А если решается вопрос о передаче осужденного, надо получить гарантии, что он погасит долги по гражданским искам.

Госуправление Верховный суд