30.05.2012 00:49
Экономика

Замглавы ФАС: Оснований для резких скачков цен на топливо нет

Антимонопольная служба проверит топливо на автозаправках
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Столичный выпуск: №121 (5794)
Читать на сайте RG.RU

В июне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверит качество топлива на заправках и доработает соглашения с нефтяниками о модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

Что от этого выиграют автомобилисты и как будет развиваться ситуация с ценами на топливо, "РГ" рассказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Цены на бензин начали расти. Нам стоит беспокоиться?

Анатолий Голомолзин: Инфляция с начала года составила 2,1 процента. А цены на топливо увеличились примерно на один процент, да и то, в основном, из-за роста акцизов. Так что пока ситуация вполне приемлемая. Сейчас наметилось некоторое сезонное подорожание топлива, но оснований для резких скачков нет.

0,7 процента составил рост цен на бензин в апреле 2012 года

Запасы, сделанные к весенним полевым работам, позволили свести на нет спекулятивную составляющую влияния сезонного фактора.

ФАС активно продвигала идею введения гибкой шкалы топливных акцизов...

Анатолий Голомолзин: И сейчас продолжаем это делать. Минэнерго с нами в этом вопросе солидарно.

В 2011 году именно акцизы больше всего повлияли на стоимость топлива. По бензину ставки увеличились на 30 - 50 процентов в зависимости от класса топлива, по дизелю - рост был от 90 до 130 процентов. С первого января 2012 года акцизы на бензин подросли еще примерно на 30 процентов по всем классам, а по дизелю повышение составило от 50 до 60 процентов. Вместе с тем рост акцизов был сглажен снижением цен на внешнем рынке, поэтому топливный рынок оставался достаточно стабильным. При неблагоприятном раскладе цены могли измениться заметнее.

При такой зависимости от внешних рынков введение гибкой шкалы акцизов - вполне логично. Идея не похоронена, она продолжает обсуждаться в профильных ведомствах. Надеемся, ее все-таки поддержат.

В начале года вы говорили о том, что в России начнет действовать система маркировки бензина на заправках. Удалось ее запустить?

Анатолий Голомолзин: Она уже действует. На всех заправках операторы обязаны вывешивать информацию о классах топлива, которое там продается. Она же фиксируется в кассовых чеках. ФАС подписала соглашение с Росстандартом о совместных проверках АЗС на предмет соблюдения требований о маркировке топлива. В июне планируем начать эту работу.

Какие претензии ФАС может предъявить заправщикам?

Анатолий Голомолзин: Если операторы не предоставляют информацию о качестве бензина либо вводят потребителей в заблуждение, указывая ее неправильно, это может рассматриваться как проявление недобросовестной конкуренции. Операторам может грозить штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

В прошлом году нефтяники подписали с ФАС соглашения о модернизации НПЗ. Как выполняются договоренности?

Анатолий Голомолзин: По 2011 году план по выпуску топлива, который был положен в основу соглашений, компании даже перевыполнили. Дизельного топлива, к примеру, произвели примерно на 1,8 миллиона тонн больше, чем было заявлено, керосина - на 400 тонн.

По сути, впервые за много лет российские компании начали серьезно заниматься нефтепереработкой. К сожалению, это в значительной степени произошло под воздействием правительства. Возможности-то у них были и раньше. Нефтяники не раз декларировали свои намерения, получали под это преференции, но, как правило, объявленные планы модернизации выполнялись в лучшем случае наполовину. Это крупные игроки. Они занимают доминирующее положение на рынке. Неудивительно, что у них порой появлялся соблазн воспользоваться ситуацией и заработать на создании топливного дефицита. Они вообще не считали нужным вкладываться в модернизацию и предпочитали более легкие пути. К примеру, выпускали мазут и экспортировали его. Но после того, как вывозные таможенные пошлины на темные и светлые нефтепродукты уравняли, гнать мазут стало невыгодно. Теперь с экономической точки зрения интереснее выпускать продукты с более глубокой степенью переработки, имеющие большую добавленную стоимость. Более того, действующая сейчас система акцизов стимулирует нефтяников выпускать и более качественные светлые нефтепродукты. Скажем, акциз на топливо 5-го класса гораздо ниже, чем на топливо 2-го класса.

Где гарантия, что на этот раз с модернизацией все получится?

Анатолий Голомолзин: Есть соглашения, есть жесткий контроль сразу со стороны нескольких ведомств. Ростехнадзор следит за исполнением обязательств по реализации конкретных проектов, осуществляемых нефтяными компаниями, Росстандарт - за выпуском продукции именно того качества, которое было заявлено в соглашениях. ФАС проводит мониторинг ситуации в целом. Напомню, что мы имеем право применять к нарушителям санкции. Это оборотные штрафы, а также изъятие необоснованно полученного дохода.

Требования в соглашениях, конечно, жесткие, но не чрезмерные. Это программа-минимум, которую компании должны выполнить, чтобы обеспечить рынок топливом в нужных объемах. Раньше считалось, что модернизация - личное дело самих нефтяников. Так было до тех пор, пока не существовало возможности недопоставок топлива на рынок. Как только она появилась, понадобилось вмешательство со стороны. Это не стоит расценивать как давление на бизнес. Меры, которые принимаются в рамках соглашений, предупредительные. Они нацелены на сохранение стабильности топливного рынка.

И как обстоит дело в этом году?

Анатолий Голомолзин: В целом график также выдерживается. У отдельных компаний есть отставания, но они не приведут к недопоставкам топлива на внутренний рынок. Вместе с тем все-таки возникла необходимость доработать соглашения. Мы планируем завершить эту работу в июне.

У нефтяников появятся дополнительные обязательства?

Анатолий Голомолзин: Нет. В соглашения просто будут внесены некоторые уточнения. Например, по обязательствам компаний в отношении сроков закупки и поставок оборудования, а также исполнения планов по строительно-монтажным и пусконаладочным работам.

Бензин Нефть и газ ФАС