31.05.2012 14:51
Культура

В Уфе новую постановку балета "Корсар" Григоровича встретили овациями

Текст:  Гульназ Данилова (Уфа)
Читать на сайте RG.RU

XVIII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева открылся долгожданной премьерой балета "Корсар" в постановке выдающегося хореографа современности Юрия Григоровича. Работа над спектаклем  шла целый год в напряженном режиме и завершилась феерической премьерой. Овации в зале не стихали в течение десяти минут. Примечательно, что не только зрители остались довольными увиденным. Свою удовлетворенность результатом выразили и постановщики, что бывает крайне редко.

Во время работы над "Корсаром" ассистент хореографа, заслуженный артист России Олег Рачковский говорил, что этот спектакль не будет похожим на прежние (знаменитый балет на музыку Адольфа Адана этот же коллектив постановщиков  осуществил в нескольких театрах). Но перед премьерой он уверенно заявил:

- Это лучший вариант "Корсара", который мы когда-либо ставили. Это особый спектакль, к которому в разное время обращались разные хореографы. Юрий Григорович поставил свою версию, сохранив классику. Для такого спектакля требуется очень профессиональная труппа. Я очень рад, что в Уфе она есть. Я работал с прекрасными молодыми солистами и замечательным кордебалетом. Они выполнили поставленные перед ними творческие задачи. Труппа за время работы над "Корсаром" заметно подтянулась, - отметил Олег Рачковский. Не скрывает своих эмоций и художник-постановщик спектакля Николай Шаронов. Для него это тоже не первый "Корсар".

- Здесь счастливым образом все совпало. Так почти не бывает. Мои творческие идеи нашли адекватное воплощение, - признался он. -  Я испытал настоящий шок, когда узнал, что в уфимском театре работают художники, которые могут выполнить декорации и костюмы на высочайшем профессиональном уровне. Мы покупали обычные ткани в магазине, а они расписывали их так, как надо. В России, к сожалению, эти традиции утрачены. Старые мастера уже ушли, а молодых это не привлекает. Даже для постановки "Спящей красавицы" Юрия Григоровича, которым открылся Большой театр после реконструкции, декорации расписывали в Италии.

По мнению Николай Шаронова, сочетание живописи, музыки и танца, "упакованное в цельную форму", и рождает явление высокого искусства.

Балет "Корсар" в уфимском варианте - трехактный, с прологом и эпилогом. Юрий Григорович включил в него картину "Оживленный сад", специально разработанную Мариусом Петипа на музыку Лео Делиба.

- "Оживленный сад" - труднейший акт, апофеоз женского классического танца, - говорит балетный критик Ольга Розанова (Санкт-Петербург). - В целом "Корсар" - балет экзотический, и напрасно искать в нем Байрона, по поэме которого было написано либретто. Скорее, это авантюрно-приключенческий спектакль с изрядной долей юмора.

Критики отмечают, что "Корсар" в версии Юрия Григоровича не предполагает трагедий и драм, психологии или философии. В нем торжествуют простые и искренние человеческие чувства. Хореограф сокращает длинноты, ставит новые сцены, вносит неуловимые, на первый взгляд, штрихи, детали, которые оказывают чудодейственное влияние на спектакль. Укрупнены партии главных героев, которые исполняют молодые солисты, увеличились танцы корсаров. Стали лаконичнее растянутые пантомимы, танцы. Вся хореография содержательна, в каждом па - свой смысл. "Корсар" стал парадом труппы, танцевальным фейерверком, в котором каждый артист может показать, на что он способен.

Это пятая постановка Юрия Николаевича на уфимской сцене. С первыми четырьмя ("Тщетная предосторожность", "Дон Кихот", "Щелкунчик" и "Лебединое озеро") ее разделяет чуть не 20 лет. Поставленные в 1993-95 годах, эти классические произведения по сей день собирают аншлаги в Уфе и за рубежом. Они стали визитной карточкой театра и остаются образцами классического балета.

Вообще нынешний Нуреевский фестиваль оказался объединен именами  Нуреева и Григоровича. Ведь именно Юрий Григорович, будучи в 1993 году на гастролях в Уфе с труппой "Григорович-балет", предложил проводить в театре, где Рудольф Нуреев делал первые шаги к славе, фестиваль, посвященный его памяти. В те дни как раз пришла весть о кончине великого танцовщика.  С легкой руки Мастера это происходит каждый год и собирает на одной площадке лучших исполнителей. В этом году в программе фестиваля - спектакли, в которых Рудольф Нуреев танцевал сам и очень любил.

Помимо "Корсара", это "Жизель", "Лебединое озеро", "Бадерка", "Дон Кихот". В них будут солировать гости из Большого и Мариинского театров России, Венской государственной оперы и Национальной оперы Украины имени Шевченко. Балетоманы с нетерпением ждут два традиционных гала-концерта. Первый соберет восходящих звезд российского балета - лауреатов международных конкурсов. Его проводит Российская государственная концертная компания "Содружество" и Международный союз деятелей хореографии. А завершится фестиваль 7 июня гала-концертом, где будут танцевать известные артисты российских и зарубежных театров.

Кстати, к открытию фестиваля было приурочено еще одно событие. Музей Башкирского государственного театра оперы и балета получил в дар от Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова бюст Рудольфа Нуреева. Его наш не менее выдающийся земляк скрипач и дирижер Владимир Спиваков увидел в одном из антикварных магазинов Парижа и пожелал привезти в Уфу. И вот, благодаря помощи одного из крупных банков, это произведение сменило парижскую прописку на уфимскую.

Музыкальный театр Уфа Башкортостан