31.05.2012 09:00
Экономика

"РГ" проинспектировала дорожные "стройки года" в Сибири

В сибирских регионах строят новые мосты, автотрассы и развязки
Текст:  Татьяна Кузнецова Юлия Потапова Наталья Решетникова Светлана Сибина Анна Тимофеева
Российская газета - Экономика Сибири: №122 (5795)
Читать на сайте RG.RU

Строительство дорог в Сибири в этом году выходит на качественно новый уровень - десятки миллиардов рублей будут вложены в возведение объектов, которые соответствуют современным требованиям по безопасности и пропускной способности. Обзор ключевых проектов подготовили корреспонденты "РГ".

Строго по графику

В Новосибирске "стройкой года" остается третий мост через Обь. Проект оценивается в 14,8 миллиарда рублей и является стратегически важным для мегаполиса - многокилометровые пробки на подъездах к мостам в часы пик давно стали привычной частью городского пейзажа. Власти заверяют общественность в том, что строительство идет по графику.

- Наша задача - ввести этот объект в 2014 году. Безусловно, он станет серьезным импульсом для развития города. Третий мост нужен всем. Мы доказали это федеральному правительству, и было принято решение о выделении региону в этом году специальной субсидии в размере 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, мы ведем работу по включению этого крупного инфраструктурного объекта в федеральную программу финансирования на 2013-2014 годы, - сообщил губернатор области Василий Юрченко.

Мостовой переход общей протяженностью почти шесть километров станет частью магистрали непрерывного движения "Юго-Западный транзит", связывающей трассы федерального назначения М-51 "Байкал" и М-52 "Чуйский тракт". Напомним, что решающим фактором при выборе технического проекта стала сметная стоимость сооружения. Несмотря на внешнюю привлекательность вантового моста (один из ярких примеров - мост в Лос-Анджелесе), его стоимость в посткризисный период оказалась чрезмерно высокой - на 26 процентов больше арочного.

Конструктивно третий мост, рабочее название которого - Оловозаводской, будет представлять балочную конструкцию, установленную на тридцати железобетонных опорах, выполненных на буровых сваях. Высота арки составит семьдесят метров, общий вес металлоконструкций виадука с аркой - 27 тысяч тонн.

- Из тридцати опор готово 28, - отметил президент компании-генподрядчика Альберт Кошкин. - Сейчас мостостроители работают над опорами N 6 и N 7. Пятая и шестая опоры будут самыми мощными, так как станут основными для арочного пролета длиной в 380 метров.

И на левом, и на правом берегах Оби стройка идет круглосуточно, на ней занято более 1,2 тысячи рабочих. По данным на конец мая, из 25 тысяч тонн металлоконструкций смонтировано 12,6 тысячи, а проектная длина пролетных строений моста составляет более двух километров.

При этом на левобережье масштабная стройка заметна сильнее, так как в этом году здесь активно строят транспортную развязку в районе улицы Ватутина и съезда N 4 путепровода через улицу Большевистскую. Согласно плану, в 2012 году работы будут выполнены на 95 процентов. Как отметил заместитель мэра Новосибирска, начальник городского департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Валерий Жарков, при разработке концепции транспортной развязки выбран наиболее экономичный и простой для движения вариант. Основным искусственным сооружением станет путепровод шириной 43 метра с пролетом длиной 66 метров. Особенность объекта в том, что строящийся путепровод пересекает улицу Ватутина под углом. В связи с этим движение на участке от улицы Пригородная до улицы Мира закрыто в ночное время.

- Шесть полос должны обеспечить запас пропускной способности вплоть до 2030 года, - считает Жарков.

По предварительным оценкам, по Оловозаводскому мосту будет проходить не менее 35 процентов всего транспортного потока через Обь, с динамикой проезда более семи тысяч автомобилей в час. Расчетная интенсивность движения составит 135 тысяч автомашин в сутки. Сегодня в целом она превышает 180 тысяч автомобилей в сутки - уровень загрузки двух существующих мостов на пределе.

Быстро, но бесплатно

Крупнейший инфраструктурный проект, реализуемый в Кузбассе, - строительство участка скоростной автомобильной дороги первой технической категории "Кемерово - Ленинск-Кузнецкий - Новокузнецк".

Прошлой осенью был сдан в эксплуатацию 25-километровый участок этой четырехполосной трассы, которая на всем протяжении будет снабжена интеллектуальной системой регулировки движения. Кроме электронных дорожных знаков и камер видеонаблюдения, она включает автоматические метеостанции, электронные табло, демонстрирующие водителям время, температуру воздуха и дорожного покрытия, а также скорость, направление ветра, атмосферное давление и видимость.

Магистраль с высокопрочным асфальтобетонным покрытием и разрешенной скоростью 110 километров в час, выходящая на федеральную трассу М-53, уже позволяет транзитному транспорту сократить время в пути. Вместо сорока минут на дорогу от Суховской развязки до поворота на село Шевели теперь уходит максимум пятнадцать. Потому что путь больше не лежит через села Березово, Смирновка и совхоз "Береговой". Последние, в свою очередь, выигрывают в плане экологии и безопасности. Ведь по трассе "Кемерово - Новокузнецк", и особенно - на участке до Ленинска, за сутки в среднем проходит более двадцати тысяч автомашин - в пять раз больше, чем по другим дорогам области. Недаром этот участок всегда бил рекорды по количеству упоминаний в аварийных сводках ГИБДД.

На строительство 25-километрового участка магистрали за четыре года было израсходовано 5,7 миллиарда рублей. А второй, протяженностью 19,5 километра, потребует еще более серьезных вложений - не менее 7,5 миллиарда. Причина удорожания километра - не только рост цен на материалы и работы, но и сложный характер местности.

- Дорога пройдет через пруды, а значит, придется возводить дамбы, - пояснил руководитель областной дирекции автомобильных дорог Олег Шурыгин. - Предстоит построить два путепровода, транспортную развязку и мост через реку Северная Уньга, берега которой будем укреплять по современным технологиям.

Сегодня, как сообщает обладминистрация, подрядчики работают с опережением графика. Освоено уже более 600 миллионов рублей (сумма контракта на 2012 год). При таких темпах и своевременном финансировании движение на втором участке может открыться в сентябре 2013-го. А еще через год дорожники выйдут на финишную прямую.

- Новую магистраль многие предлагали сделать платной, но мы отстояли свою позицию, и дорога полностью будет бесплатной - отметил губернатор Аман Тулеев.

Дорожный просвет

Омская область, в отличие от соседей, "мегапроектов" в этом году не имеет. Однако без работы дорожники не останутся, просто акцент будет сделан на строительстве и ремонте сельских дорог.

В 2012 году программу модернизации региональных автотрасс впервые будут проводить за счет областного дорожного фонда, который сформировали в прошлом году. Общий объем финансирования, с учетом федеральный субсидий, составит 3,8 миллиарда рублей (в 2011-м было около двух миллиардов).

Проект восстановления дорожной сети в селе стартовал в Прииртышье в прошлом году. Речь идет не только о магистралях, ведущих к райцентрам, но и об обустройстве транспортной связи с деревнями с населением не менее 125 человек.

Крестьяне ждали этого давно. И неудивительно, ведь если на юге Омской области сельская дорожная сеть более-менее развита, то на севере ситуация критическая.

- После дождя местные дороги превращаются в мыло, - рассказал "РГ" житель поселка Киргап Тарского района Владимир Петров. - Машину легко разворачивает на сто восемьдесят градусов. Завязнуть - пара пустяков. Поэтому, когда идет дождь, местные жители стараются никуда не ездить.

Сейчас у селян появился шанс не терять связи с внешним миром. В прошлом году в регионе уже проложили дороги к пяти населенным пунктам. А в этом году о бездорожье забудут жители еще девяти сел.

- В среднем строительство одного километра пути обходится в пятнадцать миллионов

рублей, - говорит начальник управления реформирования ЖКК и дорожного хозяйства Омской области Дмитрий Христолюбов. - Федеральная часть финансирования составит десять миллионов, остальное нужно добавить из регионального и местных бюджетов. Нас эти условия вполне устраивают. По плану, к 2015 году строители должны проложить дороги к 120 населенным пунктам.

Понятно, что бюджет не резиновый, а сделать хочется как можно больше. Поэтому важно решить дилемму - чтобы и технологии были недорогими, и работа выполнена качественно. Оказывается, эта задача решаема. Примером может служить пятикилометровая автомобильная дорога с твердым покрытием "Новинка - Сосновка", построенная омичами в Азовском районе по инновационной методике.

- Для удешевления строительства мы применили технологию холодного ресайклинга, - поясняет директор предприятия-подрядчика Яков Вагнер. - Вместо дорогого щебня, который в регионе отсутствует, использовался местный грунт, укрепленный цементом. Существенно снизить толщину дорожной одежды позволило применение геосинтетического полотна. В качестве материалов для устройства слоев покрытия применены органо-минеральные смеси на основе эмульгированного битума.

Инженеры утверждают, что укладка дорожного полотна с использованием таких смесей потребует на семьдесят процентов меньше энергозатрат, чем с применением горячего асфальтобетона. А срок службы - выше, чем у автодорог, построенных по традиционной технологии.

Скидка на технологии

В Красноярске на минувшей неделе состоялся конкурс на строительство первой очереди четвертого автомобильного моста. Победителем стала новосибирская компания, предложившая возвести объект за двенадцать миллиардов рублей (на пятнадцать процентов ниже стартовой цены).

По проекту, мост общей длиной 1 200 метров с шестью полосами движения и двумя двухуровневыми развязками на правом и левом берегах Енисея (общей протяженностью пять километров) должен быть построен за сорок месяцев. Считается, что он в значительной степени разгрузит городские дороги - имеющиеся переправы через Енисей перегружены.

Как рассказал представитель компании-подрядчика Василий Ильинов, снизить цену более чем на два миллиарда рублей удалось за счет использования современных технологий мостостроения.

- Применение новых технологий позволит нам строить меньше временных технологических опор в русле реки и наводить пролеты моста одновременно с трех-четырех точек. За счет этого мы сможем сократить сроки и стоимость строительства, - подчеркнул Ильинов.

По словам министра транспорта Красноярского края Сергея Еремина, расходы на строительство первой очереди четвертого моста в Красноярске федеральный и краевой бюджеты разделили пополам. Так, в проектную смету вошли расходы на переселение из зоны строительства моста порядка 200 семей.

- Люди получат денежную компенсацию либо готовое жилье - на выбор, - пообещал министр. И добавил, что в 2012 году из бюджета края выделено 23 миллиона руб-лей на проектирование второй очереди моста.

Пойти в обход

В Алтайском крае дорожники приступили к строительству автомобильного обхода города Бийска. Это один из крупнейших объектов транспортной сети в регионе, стоимость которого оценивается в миллиард рублей. Проект включен в федеральную адресную инвестиционную программу 2012 года и его реализация финансируется из бюджета РФ.

Надо отметить, что участок Чуйского тракта в обход Бийска в крае начали строить еще в 1995 году. Но ввели только первую очередь - десять километров автомобильной дороги с мостом через реку Бия, после чего проект был заморожен. И вот через семнадцать лет появилась возможность завершить долгострой.

- Объезд необходим городу, - подчеркивает мэр Бийска Николай Нонко. - Сегодня все транзитные потоки по Чуйскому тракту идут прямо через наукоград. Интенсивность движения достаточно высокая, город просто "задыхается" от транспортной нагрузки. Обход позволит вынести федеральную трассу за пределы Бийска и пустить весь транзитный поток в объезд. Это "разгрузит" Бийск, улучшит экологическую обстановку, что для города, претендующего на звание "туристических ворот Алтая", немаловажно.

Дорожники обещают уже в 2013 году сдать в эксплуатацию вторую очередь обхода - участок трассы протяженностью 10,15 километра с двухуровневой транспортной развязкой, путепроводом и освещением. Он будет оборудован дорожной метеостанцией, видеокамерами и датчиками учета интенсивности движения. При укладке дорожного полотна планируют использовать полимербитумный асфальтобетон, отличающийся высокой прочностью и трещиноустойчивостью. По оценке специалистов, такое покрытие примерно на двадцать-тридцать процентов долговечнее обычного асфальтобетона и может эксплуатироваться в течение семи-восьми лет, не требуя капитального ремонта.

Инфраструктура Новосибирская область Сибирь