3 - 10 июня, Сочи, XXIII Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр", "Пока ночь не разлучит" Бориса Хлебникова
Исключительный случай - открывать "Кинотавр" в этом году будет конкурсная картина. Уникальная по новому опыту взаимоотношения художника с деньгами и новой модели их привлечения и поиска на съемки фильма, и пока нетрадиционная для российского кинопроизводства. Режиссер Борис Хлебников на "Кинотавре" уже делился опытом, как снять фильм - в самом дорогом ресторане Москвы - практически бесплатно, а теперь привезет в Сочи после Канн результаты своего финансового, кинематографического и психологически-гастрономического эксперимента - на суд взыскательного жюри под председательством Владимира Хотиненко.
Схема, про которую рассказал Борис Хлебников, логична и привлекательна - по крайней мере, на первый взгляд. Изначально был некий сценарий по живому современному материалу. Режиссер с продюсером Еленой Степанищевой обратились к эксперту с просьбой посчитать, какие у фильма могут быть сборы, эксперт назвал определенную сумму, и стало понятно, что теоретически это возможно. Дальше посчитали бюджет, количество съемочных дней, техники, аренды, число актеров. Заключили со всеми участниками процесса договора, по которым люди начнут получать деньги только после того, как фильм будет произведен и станет приносить прибыль.
"Сценарий мы показывали многим, - рассказывал Борис Хлебников. - Аргументы отказов были разные, но было ясно: в большую историю финансового вложения этот фильм не вписывается. Условно говоря, он должен был стоить два миллиона долларов, если это делать по нормальной схеме. Мы его сняли за сто тысяч.
Началось все с кастинга. Мечтали: вот хорошо бы Аня Михалкова сыграла, здесь Оксана Фандера, а здесь Вася Бархатов, а тут был бы идеален Шнуров... Причем не было установки все полностью забить звездами - просто это должен был быть богатый ресторан и хорошие актеры, которые еще и умеют есть в этом ресторане, а это, наверное, умеют делать только очень известные и богатые актеры. А дальше к нашему удивлению только один человек из сорока актеров отказался участвовать в проекте как бы бесплатно. Ведь бесплатно у нас работали художник картины, художник по костюмам, оператор Павел Костомаров, я - мы со всеми подписали контракт, что они получат проценты со сборов за свою работу. Но вы понимаете, что поверить в это сложно. И в этом смысле нам принципиально было важно, чтобы мы действительно получили прибыль. Хотя бы небольшую - чтобы все не обернулось историей про то, как они пошли работать ко мне по дружбе и совершили какую-то благотворительность. Если в итоге окажется так, то во второй раз привлечь людей подобным образом я не смогу - второй раз будет уже просто неприлично людям предлагать это делать. А если мы это продадим и выплатим деньги, тогда меняется вся ситуация с независимым кино. Потому что мы все тогда из клана, условно говоря, попрошаек, мы переходим в мелкие фермеры, которые приносят небольшую прибыль и зарабатывают на прокорм".
Напомним, что сценарий фильма "Пока ночь не разлучит" был сделан по материалу из журнала "Большой город". Пятнадцать журналистов круглосуточно сидели в ресторане "Пушкинъ" и подслушивали разговоры людей, составив из них довольно точный портрет деловой Москвы, как она устроена. Текст получился гоголевский, - его Борис Хлебников, не меняя диалогов, объединил линией двух официантов, у которых происходит своя параллельная жизнь. "Когда я прочитал текст, я даже не придумывал, что все должно закончиться массовой дракой, - подытоживал режиссер. - Все слова должны были привести к мордобитию, причем абсолютно счастливому - не злому, а просто как к избавлению - наконец-то можно сорвать галстук или бабочку, которая тебе жала"...