01.06.2012 10:40
Экономика

Разработчик раскрыл планы по освоению воронежских никелевых запасов

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Читать на сайте RG.RU

Рудник в Новохоперском районе, против строительства которого выступают жители Воронежской, Волгоградской и Саратовской областей, может появиться не ранее 2018 года, рассказал директор по горному производству ООО "УГМК-Холдинг" Григорий Рудой. А может и не появиться вовсе - если по итогам госэкспертизы в 2016 году проект признают нецелесообразным.

А есть ли никель?

Напомним, 22 мая комиссия Роснедр объявила ООО "Медногорский медно-серный комбинат" победителем конкурса на право пользования Еланским участком недр на востоке Воронежской области - для геологического изучения, разведки и добычи медно-никелевых руд. Соседний участок, Елкинский, достался той же организации автоматически, поскольку второй претендент - ГМК "Норильский никель" - отказался от борьбы.

Медногорский комбинат входит в структуру "Уральской горно-металлургической компании", поэтому топ-менеджер УГМК и прибыл в Воронежскую область для встречи с первыми лицами облправительства, учеными ВГУ и журналистами.

- Наш комбинат находится в Оренбургской области и перерабатывает полиметаллический концентрат, поэтому его персонал способен заниматься поиском, разведкой, а возможно, и добычей воронежских полезных ископаемых. В следующем году мы надеемся получить для этого завода лицензию на переработку никелевого концентрата, - сообщил Григорий Рудой, осознавая, что потенциал предприятия, никогда не имевшего дела с никелем, вызывает естественные сомнения. - Кроме того, есть недозагруженное предприятие на Урале (в Кировграде Свердловской области), которое в любом случае предстоит модернизировать - заодно и профиль расширим. Но! Сразу хочу подчеркнуть: сейчас разговор об этих подробностях проекта носит скорее характер предположений, поскольку, по сути, нет самого месторождения под Новохоперском. В конкурсной документации фигурировали два рудопроявления, запасы которых еще не разведаны и не утверждены.

До 1 июля компания рассчитывает получить лицензию на освоение Еланского и Елкинского участков. В начале 2013 года будет разработана и согласована с контролирующими структурами проектная документация на поисково-оценочные работы. Это даст УГМК право выслать в район предполагаемого рудника бригаду для взятия проб руды - кернов.

- Выглядеть это будет примерно так: пять установок бурят скважины через каждые 200 метров (ориентируясь на материалы 1970-х годов, когда были открыты данные рудопроявления) и достают из-под земли образцы кристаллических пород. При этом пресловутые водоносные горизонты не страдают, ведь при бурении применяются обсадочные трубы, а скважины впоследствии тампонируются. Потом керны проходят лабораторный анализ, и мы получаем информацию о том, есть там на самом деле руда или нет. И - какая руда. Ведь для Еланского и Елкинского участков утверждены лишь прогнозные запасы, которые нужно детально проверить, - пояснил Рудой. - Итак, к концу 2014 года завершится первая стадия поисково-оценочных работ, начнем готовить проект на работы разведочные: такое же бурение, только уже через каждые 40-50 метров. На это потребуется от полутора до трех лет. То есть геологоразведка закончится в 2016 или 2017 году.

Далее в течение года будет готовиться сводный отчет. Его направят на рассмотрение в соответствующие госструктуры, последней из которой станет Госкомитет по запасам - он и решит, присваивать ли участкам недр статус месторождения. В УГМК не исключают, что запасы могут не утвердить. Более того, компания и сама не станет обращаться в Госкомитет по запасам, если будет ясно, что разработка окажется нерентабельной. Во многом это зависит от биржевых цен на цветные металлы и никель, который в последние годы дешевеет. Если за тонну никеля будут предлагать менее 15 тысяч долларов (нынешняя цена - около 17 тысяч), УГМК приостановит реализацию проекта, отметил Григорий Рудой.

Все вредное - уральцам

Если же ситуация сложится благоприятным образом, в конце 2016 года можно будет приступать к разработке проектно-сметной документации.

- Сегодня это делать бессмысленно - почему мы и не реагируем на те домыслы, которыми пугает народ определенная группа протестующих, - подчеркнул Рудой, на пресс-конференции которого разгоряченных представителей общественности было больше, чем журналистов. - Могу описать лишь в общих чертах. Безусловно, рудник будет подземным - кристаллическая порода начинается с глубины 245 метров. Стволов надо, думаю, четыре: один для спуска-подъема людей, другой для подачи воздуха и два для выдачи породы. Но проектировщики могут предложить иные варианты. Плодородный слой почвы мы снимем и впоследствии используем для рекультивации хвостохранилища: заполненные отходами производства участки засыпаем землей, сверху сеем траву и сажаем деревья, чтобы чернозем не выдувало. Само хранилище, которого все боятся, будет представлять собой защищенное гидротехническое сооружение. Почвы убрали, рассыпали и утрамбовали песок, застелили полиэтиленовой пленкой толщиной три миллиметра, по краям - дамбы высотой порядка 4,5 метра. И вот в этот котлован будет попадать 40 процентов "хвостов" - пасты, которая образуется при обогащении руды. А 60 процентов ее через закладочный комплекс мы вернем в недра, чтобы заполнить пустоты. Я знаю о технологических предложениях, которые обсуждались у вас в регионе. Авторы, белгородские гидротехники, - специалисты высочайшей квалификации. Их опыт мы однозначно востребуем.

Проект на горное производство и горно-обогатительную фабрику для Воронежской области создаст финский концерн Outokumpu и одна из ведущих санкт-петербургских компаний данного профиля. Топ-менеджер УГМК выразил уверенность в том, что эти фирмы обеспечат проекту максимальную экологичность. Вредное металлургическое производство разместят в Свердловской области, где как раз к 2020 году останется без сырья Кировградский комбинат ОАО "Уралэлектромедь".

Согласование проектно-сметной документации произойдет в 2018 году или ранее, предположил Григорий Рудой, и лишь тогда в Новохоперском районе начнут строить рудник и ГОК. Объемы добычи будут нарастать постепенно: с 50 тысяч тонн руды в 2022 году до полутора миллиона тонн в 2027-м. После выхода на проектную мощность ГОК будет производить 300 тысяч тонн медно-никелевого концентрата в год. Для отправки его на Урал понадобится по 500 вагонов в день. Для сравнения: угольный комбинат в Кемерово за сутки отгружает 27 тысяч вагонов.

По словам Рудого, на руднике будет трудиться около 2500 работников - 1400 горняков и вспомогательный персонал:

- Будем приглашать и воронежских, и жителей других регионов. С горняками везде проблема: молодежь не очень-то рвется под землю. Средняя зарплата проходчика - 30-50 тысяч рублей при шестичасовом рабочем дне и известных социальных гарантиях. Через пару-тройку лет мы, скорее всего, создадим в ВГУ специальную кафедру, чтобы к 2020-2021 годам уже подготовить специалистов. Около сотни профессионалов временно снимем с других ГОКов, чтобы управляли строительством и обучали персонал для горного и обогатительного производств. Рядом с рудником будет поселок вахтовиков, обязательно со спорткомплексом. Текучка кадров неизбежна, "одноразовые" сотрудники просачиваются в любой проект. Но для "костяка" - приблизительно тысячи человек - построим хорошее жилье.

По условиям конкурса УГМК заключит с правительством Воронежской области соглашение, в рамках которого региональные власти смогут указывать инвестору точки приложения его финансовых "сил". На 2012 год суммы социальных платежей определены в размере 115 миллионов рублей по одному из участков и 125 миллионов - по другому. А когда появится прибыль, пойдут отчисления и с нее.

Экологов уважат

Фоновое обследование окружающей среды на территории будущего рудника начнется уже в августе текущего года и будет сопровождать реализацию проекта на всех этапах. Инвестор планирует тратить на это по 12-15 миллионов рублей в год.

Программу мониторинга согласуют с профильными контрольно-надзорными ведомствами и облправительством. УГМК намерена задействовать четыре воронежские лаборатории (Ростехнадзора, Росприроднадзора, Росгидромета и Воронежского госуниверситета), а также лабораторию МГУ. Специалисты отберут пробы воздуха, почвы и растительного покрова, оценят состояние фауны. Замеры будут проводиться дважды в год, их результаты можно будет увидеть на специальном сайте. Затем данные лягут в основу оценки воздействия на окружающую среду - это один из разделов проектно-сметной документации.

- Я не вижу особой угрозы природе от разработки никелевого месторождения, - заявил Григорий Рудой. - Гидрогеология Новохоперского района такова, что строительство шахт не приведет к образованию глубокой депрессионной воронки, из-за которой могли бы обмелеть местные речки. Да, рядом Хоперский заповедник (пойменная зона, выделена для сохранения популяции реликтового животного - русской выхухоли. - "РГ"). Но в Башкирии тоже заповедник - вообще в шести километрах от наших шахт и ГОКа. Рудник эксплуатируется 42 года, и ничего страшного не происходит. Так или иначе, мы заинтересованы в развитии охраняемых природных территорий, хотим и на Хопре какую-то пользу принести. Если руководство заповедника будет не против, вместе с ВГУ что-то придумаем. У УГМК есть опыт восстановления лесов, разведения рыбы и бобров для последующего заселения в водоемы. Что касается чрезвычайных ситуаций на руднике, то мы с воронежским управлением МЧС продумаем мероприятия по их ликвидации. Мне кажется, это могут быть только форс-мажоры, ляпсусы: звезда упадет, кто-то из местных жителей на трактора на хвостохранилище заедет…

Не зная еще о существовании общественного совета по разработке никелевых месторождений при воронежской облдуме, Григорий Рудой предложил создать его как можно скорее, чтобы экспертное сообщество с самого начала контролировало все значимые моменты проекта. Небольшую группу общественников УГМК готова летом отправить на любое свое предприятие - посмотреть, как решены технологические и экологические вопросы, пообщаться с контролирующими структурами.

- Претензии к нашей деятельности в некоторых регионах - просто часть информационной войны. Например, шум вокруг комбината "Электроцинк" во Владикавказе. Там 174 внешние проверки в год проходит, и если бы нарушения реально были так ужасны, как их описывают наши противники, фабрику давно бы закрыли, - добавил Рудой. - Митингуют люди против разработки никеля в Воронежской области - ну пусть митингуют. Зачем нам их переубеждать, если предмет разговора не ясен? Может, нам запасы не утвердят, и проект свернется. Опросы общественного мнения будут проведены, как и положено, в период подготовки проектно-сметной документации. А вести диалог с массами сейчас - преждевременно.

Экономика Ресурсы Воронежская область Центральная Россия