Из сводок МЧС, характеризующих обстановку на главной реке Красноярского края и ее основных притоках, вновь, как в 2003-м и 2008-м, исчезло традиционно-тревожное слово "половодье".
Диким уткам, давно облюбовавшим заводи на Стрелке, пришлось потесниться: праздные горожане и голуби теперь гуляют прямо под вантовым мостом, где заметно прибавилось суши. Старожилы утверждают, что в черте региональной столицы уровень воды упал на полметра. Ниже по течению, говорят, еще больше, в районе Ярцево, к примеру, - на два.
Море бережливости
- Все это - результат бесснежной зимы, - поясняет "РГ" руководитель Енисейского бассейнового водного управления Владимир Благов. - Степная зона ситуацию не определяет, важно, что в горах происходит. А там, по данным Гидромета, снег сошел уже с высот до 1100 метров. Норма же приточности "выполнена" природой лишь на 80 процентов. Долгосрочным прогнозом не располагаем, но значительных перемен ни июньское таяние, ни возможные дожди, думаю, не принесут.
Нормальным считается 243-метровый подпорный уровень воды в верхнем бьефе Красноярского водохранилища. Сегодня он меньше 232, 5 метра. Ниже - критические отметки, до которых ни в коем случае нельзя доводить.
Маневрируем на грани возможного. Необходимо ведь и энергобезопасность обеспечить, и решение навигационных задач, и работу водозаборов. При этом одновременно - продолжить сбережение, накопление водных ресурсов - для бесперебойной деятельности всех водопользователей в оснггн-зимний период.
График попусков, расходов воды через плотину ГЭС разрабатываем вместе с флотом и энергетиками. С учетом их потребностей и, конечно, складывающейся гидрологической ситуации вносим в него коррективы. При необходимости сбросы наращиваем для проводки судов. Ни одно из них, насколько мне известно, по крайней мере, из-за отсутствия приемлемых глубин с отходом не задержалось.
На "волне"
У речников оптимизма поменьше.
- Безусловно, из-за маловодности испытываем серьезные трудности, - признается "РГ" гендиректор "Пассажирречтранса" Леонид Федоров. - Даже на короткой нашей линии Торговый центр - Усть-Мана, очень популярной у горожан-садоводов. Ни на Пашенном остановку нынче сделать не можем, ни к правобережному конечному пункту подойти. Один из четырех быстроходных комфортабельных теплоходов, заменивших на местных рейсах "Зарю", вынужден курсировать только до Борового. Дивногорские дачники обижаются: "Верните нам переправу". На днях проведем замеры, если условия позволят, введем опять по будням один-два дополнительных рейса маленькой "труженицы". С дальними рейсами - посложнее. Осадка у "Чкалова" и "Матросова" - 2,4 метра. Еще хотя бы 20 сантиметров должно оставаться под днищем. Итого - 2,6. Мы же сегодня имеем 2,25 - 2,35. Чтобы эти суда отправились на Север, в график сброса воды внесут коррективы, которые, кстати, только что утверждены. За двое суток до отхода каждого корабля (сначала 10-12 июня, потом 14-16-го) уровень Енисея поднимут до необходимого минимума - на этой "волне" мы и отчалим. Самый сложный участок - между Красноярском и Атаманово. Проходим Шиверские перекаты - ниже проблем уже нет. В таком же режиме, надеюсь, без сбоев отработаем и на обратном пути. Энергетики нынче, стоит отметить, молодцы: перестраховались - своевременно начали воду накапливать. Научил, слава Богу, 2008-й. Тогда всю весну продолжали ее сбрасывать безоглядно. Лишь к осени спохватились: море-то не заполнено. И закрыли затворы. Пришлось нам "Чкалова" и "Матросова", возвращавшихся с низовьев, в Енисейске на зиму оставлять, а пассажиров и багаж до Красноярска везти автобусами…
От Бабушки уйти, сквозь Горлышко пробиться
Еще большие ограничения режим водной экономии вносит в работу коллег, осуществляющих грузовые перевозки.
- Под сформированные караваны строго по графику уровень для нас периодически немного поднимают, но работать крайне тяжело, - не скрывает в разговоре с "РГ" гендиректор Енисейского речного пароходства Александр Иванов. - На самом сложном участке Енисея - Казачинском пороге - гарантированные глубины все равно недостаточны. Вместо 3,1 метра - всего 2,7. Каждую баржу приходится недогружать на 300 тонн, теряя по 600 тысяч рублей. Убытки этой навигации посчитаем позже, в подобных обстоятельствах 2008 года пароходство потеряло 80 миллионов рублей.
С природой, понятно, не поспоришь - приспосабливаемся. А тут еще искусственно добавляются хлопоты. На Ангаре, к примеру, которая и без того неглубока. Только капитанам с громадным опытом доверяем водить по ней суда. Причем, специальные - с осадкой 60-70 сантиметров. В хорошие-то времена на каменистых шиверах и порогах аварии - не редкость. Нынешнее же маловодье усугубилось тем, что Богучанское водохранилище начали заполнять на два месяца позже расчетного срока. С 3000-2800 кубометров в секунду сбросы уменьшены до 1400-1100 кубов.
Между тем нам и по северному завозу грузы в Мотыгино нужно доставить, и - уголь с Кокуйского месторождения до Назимово. Полмиллиона тонн! С такими объемами за два, от силы три месяца - ровно столько отводят энергетики на нынешнюю навигацию - вряд ли справимся. Даже если в июне-июле сбросы воды увеличат до 3000 кубов. А миллион кубометров леса, который в плотах спускается по Ангаре к Енисею, как в таких условиях доставить? Длина ленты плота иной раз - до километра. Чтобы эту махину по большой-то воде провести командам маленьких суденышек мастерство требуется недюжинное, а по иссушенным перекатам?
Слава Богу, Бурмакинские камни - чрезвычайно опасное место в районе Лесосибирска - тревоги пока не вызывает: так называемая боковая приточность выручает. Очень не просто, но зашли мы и на Подкаменную Тунгуску, по которой в эту навигацию нужно доставить для Эвенкии более 15000 тонн нефтепродуктов и сухогрузов.
Через Большой порог каждую баржу два толкача тянут со скоростью один километр в час. Две баржи за сутки. Эту картину, скажу я вам, надо видеть! А на Подкаменной еще и Щеки надо преодолеть, и Бабушку, Дедушку, Горлышко, и Мучной порог - он нынче дал нам прикурить. А потом ведь надо обратно спешить. За день вода здесь падает на метр. Кажется, только что скальное подножие было скрыто от глаз, и вот уже мокрая полоса высыхает. Утром пришвартовался - вечером дергаешься туда-сюда, прежде чем с мели соскочишь.
…Караван уже дошел до Ванавары. Дойдут и другие. Но лето будет необычайно трудным.
Между тем
Потребительским свойствам питьевой воды, заверяют "РГ" специалисты мэрии Красноярска, ничего не грозит: ее добывают с глубины 22 метра. А вот мнения ученых, изучающих местную флору и фауну, в эти дни разделились. Одни уверяют: драматизировать ситуацию не стоит. Другие предлагают ужесточить контроль вредных выбросов промпредприятий. Их концентрация в воде при неблагоприятной гидрологической обстановке способна привести к серьезным последствиям, поскольку глубоководные водоросли - мощный естественный фильтр - в таких условиях оказываются под угрозой. Существует опасность и для хариуса. Малая вода прогревается сильнее, икра может погибнуть.