Президент кинофестиваля "Зеркало" режиссер Павел Лунгин провел в Плесе мастер-класс для студентов. Послушать мэтра на берег Волги приехали и актрисы Мария Миронова и Ольга Дыховичная.
- Съемки фильма - сродни созданию нового мира, - рассказал Лунгин. - Мир кино всегда похож на реальность, но это реальность со смещением. Приступая к работе над картиной, я придумываю своеобразный аквариум, наполненный не водой, а средой намного плотнее и интенсивнее. Населяю его предметами и деталями, которые, знаю, будут неудобны для актеров. И тогда они начинают выживать в этом аквариуме, бороться со средой, выплывать. Им некогда думать и играть. Они существуют в новом мире.
Павел Лунгин вспомнил, как в картине "Остров" образ героя Петра Мамонова выстроился из того, что он нашел старую ржавую и полуразбитую тачку:
- Эта тачка застучала по доскам, по мосткам и все вдруг стало правдой. Актер почувствовал, что уже 20 лет возит на ней уголь, делает свой сизифов труд.
По мнению Лунгина, главное в режиссуре - поймать верное настроение:
- Фильм похож на воровство: в одном месте и времени сошлись актеры, режиссер, камера, погода. Ты снял сцену, украл ее, - и вот она навсегда у тебя на пленке, в кармане. Словно бабочку поймал. Это сверхчувство одномоментно и не может существовать долго.
Путешествие в поисках смысла
Конкурсная программа "Зеркала" перевалила за экватор. Режиссеры разных континентов и стран продолжают в Плесе путешествие в поисках смысла.
Свой полнометражный дебют "Юго-запад" бразильский режиссер Эдуарду Нуниш представил в стилистике настоящего последователя кинематографа Андрея Тарковского: долгие планы, кадры выстроенные до мельчайших деталей, монохромное черно-белое изображение и люди, которые чаще говорят глазами, нежели словами.
Для героини фильма Кларис мир кажется магическим воображариумом и за один день она успевает прожить полную жизнь, от рождения до смерти, в то время как люди вокруг нее неизменны. Эдуарду Нуниш признался, что снимал свой игровой дебют десять лет, потому что долго не мог найти финансирование и старался вместе мо своим другом - оператором Мауру Пиньейру-младшим придумать верный кинематографический язык, чтобы показать, как по-разному мы воспринимаем время. Мировой прокат картины стартует в сентябре этого года.
Джулия Локтев - американский режиссер русского происхождения - показала на "Зеркале" другой взгляд на мир, предельно реалистичный. Ее фильм "Одинокая планета" снят "документальной" камерой, которая фиксирует путешествие по горам Грузии молодой пары. Героев сыграли Гаэль Гарсия Берналь и Хани Фурстенберг. Дорога в горы начинается как легкая прогулка, с шутками и национальным колоритом, но ближе к вершинам молодых людей ждет неприятная встреча: они едва не попадают в плен. Экстремальная ситуация позволяет им по-новому взглянуть на себя и свои отношения.
Путешествие становится главной темой и конкурсной ленты "С четверга до воскресенья" чилийского режиссера и сценариста Доминги Сотомайор, которая отправляет юных героев вслед за воспоминаниями собственного детства - в четырехдневное путешествие на машине с родителями, которым предстоит развод. Последняя совместная поездка показана глазами десятилетней Лусии и ее семилетнего брата. Лучшие каникулы в жизни, четыре дня в пути, которые никогда не повторятся, молодая автор картины вновь проживает вместе со зрителем.
Еще одна женская работа в конкурсе фестиваля - фильм "Откройте окна и двери" режиссера из Аргентины Милагрос Мументалер, сюжет которой - вариация на тему чеховских "Трех сестер". В конце лета в большом доме в пригороде Буэнос-Айреса три сестры начинают самостоятельную жизнь после смерти бабушки, которая их вырастила. Каждой пора выбирать свой путь, но перед расставанием девушкам предстоит пережить утрату, ревность и встретить любовь.