На международном кинофестивале "Зеркало" имени Андрея Тарковского прошла премьера фильм Сергея Лозницы "В тумане" - экранизации повести Василя Быкова.
Картину привезли с фестиваля в Каннах, где она была удостоена приза международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. "В тумане" - вторая полнометражная работа Лозницы, игровой дебют которого - "Счастье мое" - завоевал приз за режиссуру на "Кинотавре" в 2010-м году.
Действие разворачивается в 1942 году на территории оккупированной немцами Белоруссии. Главный герой - Сущеня - попадает под подозрение в диверсионном подрыве вражеского поезда. Но немцы отпускают Сущеню домой. Теперь ему не доверяют ни бывшие друзья, ни местные партизаны, ни собственная жена.
Фильм "В тумане" был задуман задолго до картины "Счастье мое". Лозница не мог его снять по причине отсутствия финансирования на такое сложнопостановочное историческое кино. В итоге деньги пришли из Германии. Дальше доложились Россия, Латвия и Нидерланды. А в Белоруссии проводили одну из частей финальной "сборки" картины - перезапись.
Сергей Лозница - родом из Белоруссии, да и актера на главною роль нашел из земляков. Владимир Свирский - уроженец витебского края. За его плечами работа в картинах "4 дня в мае" и "В июне 41-ого". Познакомились Лозница и Свирский случайно. О том, как проходили съемки, актер рассказал "РГ".
Российская газета: Владимир, Сергей Лозница сейчас один из самых актуальных режиссеров, поработать с которым - мечта для актера. Как вы попали к нему?
Владимир Свирский: Я учился в ГИТИСе на четвертом курсе. В столовой ко мне подошел Григорий Добрыгин (главная роль в фильме Алексея Попогребского "Как я провел этим летом") и сказал, что он знает о работе, которая - ну точно для меня. Добрыгин приезжал на кинофестиваль в Берлине с фильмом "Как я провел этим летом" и там, на Берлинале, повстречался с Сергеем Лозницей. Лозница как раз искал актера на роль Сущени. Так что, это Добрыгин посоветовал меня режиссеру.
Мы встретились с Сергеем Лозницей в Москве. Долго разговаривали, он меня фотографировал, спрашивал. Следующие наши переговоры состоялись недели через три, но я еще утвержден на роль не был. И вот - Лозница позвонил и сказал фразу, которая мне запомнилась: "Режиссер просит совета у Бога два раза. Первый раз, когда выбирает сюжет и второй, когда ищет главного героя. Ты утвержден, готовься". Лозница дал мне задание перечитать все произведения Василя Быкова. Попросил изучить дополнительные материалы о том, что происходило на севере Белоруссии во время войны, как люди жили в оккупации.
РГ: Вы, конечно, читали повести Василя Быкова и раньше.
Свирский: Я родом из северной Белоруссии, родился под Витебском, и с повестями Василя Быкова знаком с детства. Быков для нас белорусов, как Пушкин для россиян, Шекспир для англичан. Это классика. Но получилось так, что до начала подготовки к роли я не читал "В тумане". А тут - прочитал ее 17 раз. Читал до тех пор, пока Сергей Лозница не запретил мне это делать. 31 июля 2011 года я выехал в Латвию на репетиции, которые шли два с лишним месяца. Мне на природе построили дом. Приезжал туда к 9 утра. Потом на площадке стали появляться другие актеры, с которыми проходили пробы. Я репетировал со всеми, проигрывая с ними и другие роли, не только свою. Условие Лозницы было таковым, что я должен был знать весь сценарий.
А повести Василя Быкова читал, конечно, со школы. Первым был "Сотников" классе в пятом. Еще о войне мне часто рассказывала бабушка, а у моей бабушки - пять сестер, которые тоже прошли войну, жили на территории оккупированной Белоруссии. Так что, с Василем Быковым, с тем настроением и теми историями, что в его повестях, в Белоруссии, наверное, рождаются.
РГ: Почему съемки проходили именно в Латвии?
Свирский: Мы нашли заброшенное местечко, которое выглядело совершенно несовременно, в котором был дух того военного времени и можно было снимать "во все стороны", не боясь, что в кадр попадет что-то лишнее. Со времен войны там стоят деревянные столбы, такого мы не могли найти ни в Литве, ни в Польше, ни в Белоруссии, а в этих странах Лозница тоже отсматривал натуру. В Латвии же мы нашли и оборонительные линии, которые сохранились со времен войны.
РГ: Как Сергей Лозница работал на площадке?
Свирский: Лозница точно знал, как и что он хочет снимать. Лет десять назад Сергей встречался с Василем Быковым, просил благословления на экранизацию. Так что мне оставалось только довериться режиссеру и следовать за ним. Мне было тяжело репетировать, казалось, что когда начнутся съемки, станет полегче. Но стало еще сложнее.
РГ: Почему?
Свирский: Однажды Роберта Стуруа спросили, какие актеры лучше: грузинские или зарубежные? Он ответил: грузинские. Они играют, как в последний раз. Я понимал, что все мои наработки за два месяца не должны пропасть, улетучится, чувствовал огромную ответственность перед режиссером. Мне тоже надо было сыграть, как в последний раз. Мне было страшно. Да и физически тяжело. Сергей заставлял меня много бегать, прыгать, тренироваться. В картине есть сцена, когда Сущеня несет на себе труп партизана, и мы снимали ее по 16 дублей. План был выстроен посекундно, и мне нельзя было ошибиться.
Лозница издевался, как мог
Свирский: Это большое счастье для актера, когда тяжело.
РГ: Ваш герой - Сущеня - попадает в непростую ситуацию. Он отказался сотрудничать с немцами, но и для родных и односельчан он перестает быть своим.
Свирский: "В тумане" - фильм о человеке, который попал в ужасный конфликт, но не хочет предавать ни других, ни самого себя. Он хочет остаться человеком до конца. Когда Сергей Лозница говорил о сути фильм, то он цитировал Быкова: "Человек не может все. Иногда он ровным счетом не может ничего". Я себе задаю вопрос: смог бы я так поступить, как Сущеня, остаться человеком до конца? И когда говорю: мог бы, то моя следующая мысль, почему ты себя обманываешь? Ведь ты никогда не знаешь наверняка. Фильм еще и о том, что мы настолько привыкли мыслить логически, что, когда схема рушится - у нас "виснет программа". Мы растеряны, не знаем, как поступить. А жизнь всегда готова подкинуть неожиданный вариант.