Фото: Павел Зарудный
Отправиться на чемпионат Европы по футболу на своем авто - заветная мечта многих наших болельщиков. Хотя на поезде или самолете добраться до нужного города в Украине и уж тем более в Польше быстрее и комфортнее, "четырехколесных фанатов" из России этим летом на трассах будет предостаточно.
Корреспондент "РГ" решил проверить - а стоит ли игра свеч и отправился в путь. Конечная точка маршрута - Киев, где 1 июля пройдет решающий матч Евро-2012.
Путешествие от Москвы по трассе М-3 до пункта "Троебортное" подробно описывать не стану. Скажу только большое спасибо тем, кто обратил внимание на стоны водителей, которые ежегодно на протяжении многих лет вспоминали, проезжая по этой дороге, две российские беды. Судя по всему, на дураков нашли управу и дороги стали делать. Теперь по М-3 можно вполне комфортно ехать, не рискуя разбить подвеску или проколоть за раз все 4 колеса (в прошлом году стал свидетелем такого ЧП в Брянской области). Впрочем, без ложки дегтя тоже нельзя - расширять федеральную трассу "Украина", увы, пока только собираются, поэтому заранее предупреждаю - нервных эта трасса не выносит! Если вам попадется грузовик, который плетется перед вами со скоростью 30 километров в час - лучше не обгоняйте. Или ловите момент вне зоны действия знаков. Увы, запрещающих табличек чересчур много, а в кустах традиционно немало засад, которые организуют "лучшие друзья автомобилиста". Так, мой обгон недалеко от Севска обошелся в 500 рублей. "Товарищ офицер, а может в сберкассу"? "У нас в патрульной машине сберкасса", - криво усмехнулся худой лейтенант...
Фото: Павел Зарудный
8 часов утра. Перехожу границу в пункте "Троебортное". Как ни странно, о грядущем чемпионате Европы здесь не слышали, ну или делали вид, что футбол - это праздник на другой стороне улицы.
Простояв 30 минут в глухой очереди перед въездом на КПП, не выдержал и подошел к дежурному:
- Я читал, что ваш пункт перешел на специальный режим работы с учетом Евро-2012. А где выделенные полосы для болельщиков и СМИ?
В ответ представитель погранслужбы и бровью не повел:
- Без очереди не пущу. Садитесь в машину и ждите.
Сел и ждал. 8.46 - мы тронулись! Проехали ворота и снова встали...
9.12 - достал фотоапарат и демонстративно стал делать снимки. Видимо, подействовало, и нас разделили на две очереди, дело пошло веселее.
Фото: Павел Зарудный
"А у нас фото и видеосъемка строго запрещены", - как бы между прочим заявил мне человек в камуфляже.
"А я читал, что у вас тут полоса футбольная есть", - парировал я. - "Кроме того, я журналист, и эта съемка репортажная!"
"Да...А это как? Ну так все равно нельзя... Проезжайте на паспортный контроль!"
...А ведь перед тем как отправиться в путь, я специально читал новости о Троебортном на сайте Федеральной пограничной службы. Там ярко описывалась подготовка МАПП к Евро, говорилось о переходе на "специальный режим". Более того, даже проводились учения, во время которых отрабатывались действия нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при пересечении российско-украинской границы организованными группами... Может быть, к тому моменту, как первые автобусы с болельщиками потянутся на Запад, ситуация изменится, но с учетом периода отпусков и огромных очередей из отдыхающих, в чудеса верится с трудом...
Фото: Павел Зарудный
Впрочем, вернусь к своему путешествию. Российскую территорию я покинул в 9.40 и уткнулся в скопление машин перед погранпунктом "Бачивск", который находится с украинской стороны. Пока мы стояли, деловые молодые люди, снующие между авто, предлагали водителям весь спектр услуг - от обмена денег до "президентского проезда" через границу без очереди - "всего" за 4 тысячи рублей. На подобное согласился только один владелец дорогой иномарки, но...он проехал шлагбаум далеко не первым! Первым был я!
"Приготовьте ваши документы, техпаспорт и ждите", - офицер-женщина дежурно чеканила фразы, переходя от машины к машине. Я сыграл на опережение:
"Простите, так получилось, что я журналист и еду на Евро. Можно узнать, а где у вас те самые выделенные полосы?"
Тут началось такое, о чем я буду вспоминать еще долго. Она что-то сказала в рацию, и меня тут же отправили в объезд очереди! По секундомеру весь переход украинской границы занял у меня около пяти минут! Судя по всему, до меня никто этой "опцией" не пользовался ни разу. На первого "футболиста" пришли посмотреть даже высокопоставленные чины погранперехода. Я в гордом одиночестве проследовал на полосу, отмеченную знаком чемпионата Европы и вместо якобы положенных 15 минут (о которых я читал перед отъездом на каком-то сайте) простоял не более минуты!
"Какие 15 минут! Вы что!? У нас на каждого следующего на Евро человека уходит не более полуминуты, ну и пара минут на машину! Можете ехать, счастливого пути!", - протягивая обратно мои документы, сообщил представитель погранпункта "Бачивск".
Фото: Павел Зарудный
Но так просто я уезжать не хотел. Как же можно - без фото?! Я попытался уговорить гостеприимных хозяев разрешить мне сфотографировать полосу Евро-2012. "Это запрещено", - последовал ответ. Но...воспользовавшись тем, что офицеры живо обсуждали, что же тут начнется через неделю, я улизнул и сделал несколько фото. Меня заметили, но с улыбкой пожелали удачи на трех языках - русском, украинском и английском. На выезде пограничник сказал: "Я слышал, вы на Евро. Журналист. Будьте осторожны, у нас злые гаишники. Пристегивайтесь и не гоните слишко сильно!"
Каюсь, ехал быстро, но местные инспектора ДАИ стоически сдерживали желание поднять жезл - к Евро-2012 их попросили быть более лояльными к приезжим.
Отмечу, что дороги в Украине просто замечательные - их сделали на совесть. Не как в Германии, но уж куда лучше, чем в России или Чехии. Дорожные указатели действительно стоят и дублируются на английском и украинском. А вот на рекламу Евро-2012 хозяева чемпионата поскупились. За 300 километров пути по территории Украины я не встретил ни единого упоминания о турнире! Зато в Киеве о Евро говорит все - наружная реклама, витрины магазинов и заправок (на одной из которых мне за полный бак подарили флаг сборной Украины для крепления на крышу авто).
Кстати, о бензине. Мой японец с объемом двигателя 1,8 и 143 "лошадками" съел от Москвы до Киева два полных бака бензина, что обошлось в 4 тысячи 700 рублей при среднем расходе в 9,5 литров. Разумеется, я не отказывался от кондиционера, ну и во время простоя на российской границе, каюсь, двигатель глушить не стал, чтобы не замерзнуть! За бортом летним июньским утром было +3.
Памятка болельщику
Каждый болельщик из России получит при пересечении границы с Польшей или Украиной (в аэропорту или автомобильном пункте пропуска) специальный буклет, который будет содержать всю необходимую информацию относительно главных правил безопасности двух принимающих стран - Украины и Польши. В том числе разъяснения относительно правил курения, употребления алкогольных напитков, предметы, которые запрещено проносить на стадион во время матчей ЧЕ-2012. Есть также справочная информация - телефоны посольств, горячих телефонных линий пограничной и таможенной служб. Если вам не хочется ждать, то буклеты доступны в электронном виде на сайте uefa.com или на страничке Инфоцентра "Украина-2012".
Между тем
В Украине специально к Евро-2012 начал работу дорожный информационно-аналитический центр информационного обслуживания водителей.
Так называемый "Доринфоцентр" будет функционировать с 1 июня по 31 июля 2012 года. Специалисты Доринфоцентру помогать водителям и автотуристам заранее спланировать маршруты движения автомобильными дорогами Украины, при этом будет предоставляться максимально достоверная информация о наилучших маршрутах движения, наличии критических ситуаций на автодорогах, объектах дорожного сервиса (автозаправочных станциях, станциях технического обслуживания автомобилей, отелей, кемпингов, пунктов питания), возможность парковки в буферных зонах.
Получить круглосуточную информационную поддержку на трех языках (украинском, русском и английском) и при необходимости вызвать помощь служб охраны правопорядка, госавтоинспекции, медицинской помощи и спасательной службы можно по телефонам горячей линии. Вот как звонить из Москвы: +810 38044 303-99-10, или +8 10 38 (044) 303-99-20. Также есть возможность получить всю необходимую информацию на сайте www.trafficukraine.com.
20 секунд отводится для проверки болельщика на границе Украины