В марте прошлого года Сергей Махлай стал председателем Совета директоров ОАО "Тольяттиазот". И с этого времени все стратегические решения, касающиеся "Тольяттиазот", принимает лично он. Почему он принял предложение акционеров возглавить компанию? На этот и другие вопросы Сергей Владимирович отвечает корреспонденту "Российской газеты".
Сергей Махлай: Я работаю с "Тольяттиазот" с начала 90-х годов, за это время прекрасно изучил химическую индустрию, рынок удобрений и знаю, как работает этот бизнес. С начала 90-х компания прошла большой путь, сумев добиться серьезных успехов. Надеюсь, что в этих успехах есть и моя заслуга. Поэтому, когда акционеры предложили возглавить "Тольяттиазот", колебаний не было. Для меня очень важна возможность лично влиять на будущее компании, с которой я связал жизнь. Это огромная ответственность и серьезный вызов.
Как отразится на структуре управления компанией ваше избрание главой "Тольяттиазот"? На рынке говорят, что компанией до сих пор реально управляет ваш отец Владимир Махлай.
Сергей Махлай: Модернизация структуры управления компанией сегодня как раз является главным приоритетом. Разработка новой современной системы управления, которая соответствует мировым стандартам, в том числе и по отчетности, завершена, и летом мы начинаем ее поэтапное внедрение. Изменения будут постепенными, но достаточно быстрыми. Надеемся завершить эту работу к 2014 году. Акционеры определили 7-летнюю программу для меня, и через 7 лет будет решаться, как я справился.
Что касается Владимира Николаевича, то с прошлого года он полностью отошел от управления "Тольяттиазот" и, как говорится, ушел на заслуженный отдых. Мы очень благодарны ему за огромную работу и вклад, который он внес в развитие компании. С марта прошлого года все стратегические решения, касающиеся "Тольяттиазот", принимаю я. Как у председателя совета у меня много работы, в частности, по продвижению компании на мировом и российском рынках.
Оперативное управление находится в зоне ответственности генерального директора корпорации "Тольяттиазот" Евгения Королева, который является наемным менеджером. Это стандартная корпоративная структура управления. Шофер в автомобиле должен быть один, иначе далеко не уедешь.
"Тольяттиазот" начал работать в конце 70-х годов прошлого века, и его агрегаты по многим параметрам устарели. Что вы планируете сделать для модернизации производственных мощностей?
Сергей Махлай: С прошлого года "Тольяттиазот" приступил к реализации программы капитальных ремонтов, модернизации и реконструкции производственных агрегатов, которая рассчитана до 2020 года. На первом этапе основное внимание уделяется капитальному ремонту агрегатов, чтобы обеспечить их бесперебойную работу. Затем приступим к модернизации и реконструкции агрегатов аммиака, что позволит увеличить их производительность до 1600-1800 тонн в сутки, снизить энергоемкость и вредные выбросы. В 2013-2014 годах будет осуществлена модернизация агрегатов карбамида, их производительность увеличится почти в два раза - до 5200 тонн в сутки. Сейчас мы ведем активный поиск подрядчиков, которые могли бы выполнить работы качественно и в максимально сжатые сроки. Мы также изучаем много других новых технологий, которые могут быть востребованы на российском рынке.
Одной из традиций компании, заложенной вашим предшественником, является предельное внимание к социальной сфере. Не мешает ли это компании выживать в жесткой конкурентной борьбе?
Сергей Махлай: Думаю, что, наоборот, помогает. Долгосрочная бизнес-стратегия обязательно должна включать решение социальных вопросов. Без этого невозможно создать крепкий, профессиональный и мотивированный трудовой коллектив. На "Тольяттиазот" трудится почти четыреста трудовых династий, к нам с радостью идут люди. Без мощной социальной инфраструктуры это было бы невозможно.
ТоАЗ является одним из градообразующих предприятий для Тольятти и одним из крупнейших налогоплательщиков в регионе. Мы не временщики, у нас есть своя доля ответственности за жизнь в городе и области. Это - рабочие места и стабильная зарплата, это - социальная инфраструктура, которой пользуются не только наши работники, это - участие в социальных проектах. Это и серьезная работа по повышению экологических стандартов производства.
Сегодня ТоАЗ - одно из наиболее социально ориентированных предприятий в России, это признают все. Ряд миноритарных акционеров требуют от нас отказаться от социальных объектов и снизить социальные расходы, мотивируя это значительными расходами на "социалку". С полной ответственностью хочу сказать - мы на это не пойдем. Люди должны знать, что их ждут комфортные условия на предприятии.
Вы упомянули об экологии. Эта тема сейчас в центре внимания общественности и государственных органов. В последнее время "Тольяттиазот" часто упрекают в создании серьезных экологических проблем для Тольятти. Пишут, что вы отравляете город.
Сергей Махлай: Тема действительно острая. Негативное влияние на природу, к сожалению, неизбежно для любого более-менее крупного производства. Наша задача - свести до минимума это влияние путем внедрения современных природосберегающих технологий.
"Тольяттиазот" направляет на охрану окружающей среды очень значительные средства. Расходы в 2010 году составили 206 млн рублей, в 2011 году - 233 млн рублей, в 2012 году на эти цели завод потратит 265 млн рублей. Это без учета инвестиций в модернизацию действующих систем экологической защиты, на которые в прошлом году было потрачено 12 млн рублей, в этом году будет направлено 29 млн рублей. У нас одна из лучших в регионе систем очистки сточных вод, которая продолжает совершенствоваться.
Еще на этапе строительства завода в 70-е годы учитывалось, что в Тольятти уже было достаточное количество крупных промышленных предприятий. Поэтому комплекс "Тольяттиазот" был вынесен за черту города, он находится на расстоянии 12 км от ближайших жилых массивов. Учитывалась роза ветров с тем, чтобы выбросы завода при любой ситуации не достигали города. Благодаря этому работа завода не оказывает негативного воздействия на атмосферу Тольятти. Любой независимый эксперт подтвердит вам, что не "Тольяттиазот" отравляет воздух в Тольятти. Наши выбросы в атмосферу составляют порядка 60% от объемов, разрешенных нам государственными органами контроля.
"Экологическая карта" используется в информационной войне против нашей компании совсем не по причине заботы о горожанах. Реальные проблемы наших оппонентов как раз не интересуют. Появляются публикации, утверждающие, что мы якобы отравляем воду цинком, хотя на заводе с цинком вообще не работают, что лес вокруг Тольятти погубил завод, а не трагические летние пожары в 2010 году. Если говорить прямо, эта циничная и безграмотная ложь направлена на запугивание простых жителей. К решению реальных экологических проблем она никакого отношения не имеет.
В начале года в прессе много писали о конфликте "Тольяттиазот" с украинской компанией "Укрхимтрансаммиак", которая прекратила транспортировку вашего аммиака по аммиакопроводу Тольятти - Одесса. Как сейчас складываются отношения с украинской стороной, есть ли сложности с транспортировкой аммиака?
Сергей Махлай: Я бы не называл это конфликтом, были сложности, было недопонимание. К сожалению, из-за этого потери понесли как мы, так и украинская сторона. Ситуация благополучно разрешилась, в том числе благодаря своевременному вмешательству российской власти. Сейчас отношения развиваются нормально, думаю, что повторения таких ситуаций не будет.
Чтобы получить независимость от украинского трубопровода, "Тольяттиазот" уже более десяти лет пытается запустить портовый терминал на Таманском полуострове в Краснодарском крае. Будете ли вы продолжать эти усилия, и каковы шансы на то, что терминал все-таки заработает в ближайшей перспективе?
Сергей Махлай: Компания рассматривает строительство этого портового терминала как важнейший проект. Выход к Черному морю - это не вопрос конкуренции с Украиной, а вопрос обеспечения стратегически важного для российской экономики пути доставки продукции, и не только химической, на международные рынки. Именно поэтому портовый терминал на Таманском полуострове включен в государственную программу развития морских портов России.
После того как мы начали этот проект, государственные органы и многие коллеги-производственники убедились, что это выгодно, поддержав инициативу.
Реализация любого крупного проекта всегда связана с большим количеством согласований, которые объективно усложняют и затягивают процесс. Мы работаем над этим со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего с краевыми властями. Надеюсь, удастся запустить портовый терминал в ближайшей перспективе.
"Тольяттиазот" остается крупнейшим независимым производителем минудобрений в России, хотя в прессе часто появляется информация об интересе к компании со стороны крупных вертикально интегрированных холдингов, как российских, так и западных. Намерены ли вы сохранять независимость или рассматриваете варианты объединения с российскими или зарубежными конкурентами?
Сергей Махлай: Наша стратегия не меняется - на данном этапе мы не собираемся продаваться или объединяться с другими компаниями. Ни с западными, ни с российскими. Такие версии, на мой взгляд, намеренно распространяются, чтобы дезинформировать государственные органы и рынок.
Акционеры избрали меня не для того чтобы продать компанию, а чтобы развивать ее.
Сегодня модно капитализировать компанию, а потом выгодно продать. Это короткая стратегия. Для кого-то она приемлема - для нас нет. Мы в этом бизнесе надолго и ориентируемся на долгосрочные стратегии, при которых капитализация не является главным приоритетом.
В нашей программе модернизации, которая рассчитана до 2020 года, нет ни слова о привлечении сторонних инвесторов из химической отрасли. Объединение происходит тогда, когда не хватает собственных ресурсов для развития или есть эффект синергии от такого объединения. "Тольяттиазот" - уникальное и самодостаточное предприятие, исторически создававшееся как автономный комплекс и до сих пор не потерявшее этого статуса. Никто пока не может описать дополнительных плюсов от объединения с другими производителями, за исключением повышения капитализации, что мы и сами в состоянии сделать.
Все, что необходимо для развития и продвижения на рынке, у нас есть. Вхождение в чуждые структуры превратит "Тольяттиазот" в ресурсный придаток для реализации сторонних интересов.
В прессе периодически появляется информация о попытках рейдерского захвата "Тольяттиазот", в частности, сообщается, что новая атака на компанию идет с начала 2012 года. Насколько эта информация соответствует действительности?
Сергей Махлай: Рейдерство и все связанное с ним по российским законам - это уголовное преступление. Расследовать преступление и ловить преступников - задача правоохранительных органов, наказывать их - задача суда. Могу сказать, что с 1996 года были неоднократные попытки оказать незаконное давление на акционеров и руководство предприятия, на трудовой коллектив с целью добиться контроля над компанией. Интересанты меняются, но тактика этих действий повторяется из раза в раз, и люди прекрасно понимают, что на самом деле происходит. У коллектива и управленческой команды "Тольяттиазот" есть хороший опыт противостояния попыткам захватить предприятие. К сожалению, во все это вовлекаются государственные органы, а это значит - тратятся деньги налогоплательщиков.
В последнее время в СМИ публиковались обращения ирландской компании "Евротоаз Лимитед", которая считает, что "Тольяттиазот" незаконно лишил ее своих акций. Что вы можете сказать на этот счет?
Сергей Махлай: В настоящее время судебные процессы по искам "Евротоаз Лимитед" продолжаются в России и за рубежом, поэтому с моей стороны было бы сейчас некорректно давать оценки и комментарии.
Ваша компания является одним из крупнейших налогоплательщиков в Самарской области. В регион недавно пришел новый губернатор - Николай Меркушкин, который долгое время возглавлял Мордовию и известен как сторонник политики "сильной руки" и активного вмешательства в бизнес. Как вы планируете выстраивать отношения с новой региональной властью?
Сергей Махлай: "Тольяттиазот" прочно укоренен в жизни Самарской области и Тольятти, мы здесь всегда были в хорошем смысле своими. Предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков, в прошлом году мы перечисли в региональный бюджет почти 2 млрд рублей. Содержим впечатляющие социальные объекты, которыми могут пользоваться все жители области. Оказываем спонсорскую помощь региональному спорту и культуре.
Наш подход заключается в следующем - компания не лезет в политику, а работает, развивает бизнес. Мы с удовольствием будем работать с Николаем Меркушкиным, который, без всякого сомнения, будет принимать решения в пользу Самарской области, ее стабильного развития. У него для этого есть большой, успешный опыт руководителя и высочайшая репутация. А мы сделаем все для того, чтобы область и дальше процветала.