05.06.2012 00:16
Экономика

Эксперты советуют бизнесу не облегчать работу проверяющим

Эксперты советуют бизнесу не облегчать работу проверяющим
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №21 (850)
Читать на сайте RG.RU

В России зарегистрировано 4,5 млн юридических лиц, на которые приходится 10 тыс. проверяющих сотрудников органов внутренних дел. Как построить отношения с проверяющими, чтобы защитить бизнес, обсудили участники конференции "Налоговая защита интересов бизнеса: практикум для предпринимателя".

По мнению экспертов, основной причиной проверок является сам факт постановки на учет в налоговом органе и начало предпринимательской деятельности. "Правоохранительные органы убеждены в том, что любое предприятие, в том числе индивидуальные предприниматели, работают, нарушая законодательство, - отметил Дмитрий Липатов, партнер юридической компании "Налоговик". - Поэтому проверки полиции носят достаточно напряженный характер". Правоохранительные органы требуют проявлять должную осмотрительность, выбирая контрагентов. Однако сегодня в законодательстве четко не прописано определение "осмотрительности" и "контрагентов". Даже арбитражные суды не могут дать четкого определения этим понятиям. Проблема в том, что практически каждая организация может быть признана недобросовестным контрагентом и фирмой-однодневкой, потому что существует более ста признаков недобросовестности контрагентов.

Есть и положительные сдвиги в налоговом регулировании, считают эксперты. В прошлом году были приняты поправки к статьям 199 и 198 УК РФ, в соответствии с которыми возбуждение уголовного дела против субъекта предпринимательской деятельности возможно только по результатам выездных налоговых проверок и только в том случае, если налогоплательщик не уплатил предъявленные претензии в полном объеме.

Сергей Разгулин, замглавы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина рассказал об основных видах оперативно-разыскных мероприятий, нацеленных на соблюдение законодательства о налогах и сборах. "Первая группа мероприятий - запросы. Предпринимателям важно знать, какие существуют запросы, потому что они, как правило, предшествуют выездным налоговым проверкам или мероприятиям, которые называют осмотрами. Они проходят в офисах и включают в себя проверку компьютеров и документации, - пояснил Сергей Разгулин. - Запрос направляется напрямую в организацию, требуются документы взаимодействия с контрагентами. Также требуются общие данные по деятельности компании, в первую очередь это книги покупок. Далее сотрудники полиции направляют запрос в налоговый орган по месту регистрации юридического лица и в банк".

Важный процесс - обследование. "Порядок его проведения крайне неприятен. Полицейские, забирая документы, в актах изъятия пишут "счета-фактуры за определенный период" и не дают четкого наименования таких реквизитов как дата, сумма, контрагенты, - говорит Дмитрий Липатов. - А это несет отрицательные последствия. Практически за всеми проверками полиции следуют мероприятия уже налогового органа, проверки. А они запрашивают первичные документы, которые ранее были изъяты органами внутренних дел. Нарушается порядок учета и хранения первичной документации".

Предприниматели также получили ряд рекомендаций по хранению документов. В частности, необходимо определить максимальный срок их хранения в офисе организации. Оптимальный - не более квартала. По истечении этого срока документы необходимо вывозить в конфиденциальный архив хранения документов, откуда они не могут быть изъяты без ведома и желания самой проверяемой организации. "Предприятиям, у которых большой документооборот, следует внедрять систему электронного документооборота и вести электронный архив, - считает заместитель коммерческого директора компании "Таксом" Василий Зудин. - Необходимо также использовать ЭЦП, криптозащиту и шифры. Также можно использовать программу электронного отключения удаленного доступа к серверу с информацией. Внедрение этих систем часто позволяет избежать возбуждения уголовного дела, поскольку первичная документация в этом случае недоступна".

Эксперты убеждены, что при таком хранении документов практически исключена возможность приостановления деятельности предприятия.

Бизнес